Редактирование текстов по видам изданий
(газетно-журнальные, информационные, рекламные)
Введение
Редакторская профессия предусматривает умение и навыки квалифицированно работать с текстами, которые имеют разное целевое назначение, относятся к разным тематическим разделам, имеют различную знаковую природу, разный характер информации. Другими словами, речь идет о редактировании многих видов текстов, каждый из которых имеет свою специфику структурного и содержательного построения. А также соответствующего использования стилистико-языковых средств.
Исходя из характера информации, ее целевого назначения и читательской аудитории, можно условно выделить такие виды изданий:
Ø газетно-журнальные;
Ø рекламные;
Ø информационные;
Ø научные;
Ø научно-популярные;
Ø учебные;
Ø литературно-художественные;
Ø издания для детей;
Ø переиздания.
Кратко рассмотрим особенности редактирования текстов по этим видам изданий.
1. Редактирование газетно-журнальных изданий
Перед начинающим редактором периодических изданий, прежде всего, выдвигаются два требования:
1 Глубокое понимание типологии этих изданий;
2 Совершенное знание теории и практики жанров.
Типология газетно-журнальных (или периодических) изданий включает в себя такой перечень: газеты, журналы, бюллетени, календари, реферативные сборники, экспресс-информационные выпуски. Каждый из этих видов имеет свою периодичность, назначение, формат, стиль представления материалов, тираж.
Что же касается жанров (а это три группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические), то основательное овладение ими редактором необходимо для того, чтобы на практике сполна использовать возможности каждого из этих жанров, осмысленно редактируя и конструируя соответствующий текст.
Перед редактором постоянно стоит вопрос: как достичь того, чтобы материалы были не просто прочитаны, а еще и вызвали интерес читательской аудитории, запоминались?
При решении этого вопроса можно опираться на некоторые правила:
1 Ясный и простой стиль - это наилучший стиль.
2 Следует писать так, чтобы все поняли написанное.
3 Думать о ясности изложения следует перед началом написания и редактирования.
4 Всегда необходимо помнить, что написанное может читать даже не совсем подготовленный читатель.
5 «Популярное» изложение всегда полезнее чем «научное».
6 Нет стиля «научного» и «ненаучного» - есть стиль ясный и неясный.
Приступая к редактированию газетно-журнальных текстов, которое начинается после обязательного первого сквозного чтения, редактор, прежде всего, должен оценить эти тексты с трех позиций:
• изложение фактов;
• структуры;
• манеры изложения.
Кратко рассмотрим содержательное наполнение каждой из этих позиций.
Изложение фактов
Главным элементом содержания журналистского материала является факт (или группа фактов). Он и берется автором за основу для дальнейшего комментирования, анализа или объяснения. Редактору важно в начале выяснить актуальность этого факта, его новизну. Для этого, конечно, следует быть осведомленным с выпусками последних новостей, публикациями конкурентов. ............