МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ
ФАКУЛЬТЕТ КНИЖНОГО ДЕЛА И РЕКЛАМЫ
Технология редакционно-издательского процесса
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2
Москва
2004
Введение Статья, предложенная для рабочей рецензии – «Брат динозавра – крокодил» – предназначена для научно-популярного сборника «Человек и стихия» и рассчитана на массового читателя. Предварительно проанализировав статью, можно заметить, что ее материал не соответствует некоторым принципам представления популярных текстов.
Во-первых, принципу осмысления материала. В тексте мало логики. Примеры и цитаты, которые могли бы облегчить восприятие изложенных в тексте научных фактов, расположены крайне неудачно для понимания. Само повествование сильно запутано, непоследовательно, часто повторяющееся, перескакивает с одного аспекта темы на другой, возвращается к уже изложенному материалу.
Во-вторых, принципу доступности. Популярное произведение должно доходчиво рассказывать о достижениях науки, гипотезах и открытиях, не упрощая и, в то же время, не перегружая изложение труднодоступным для широкой аудитории материалом. Текст предложенной статьи изобилует описаниями, которые в повествовании плохо скомпонованы, отвлекают внимание читателя от логической мысли статьи, а не расшифровывают, что затрудняет восприятие текста. Также стоит отметить отсутствие иллюстративного материала, который помог бы осмыслению представленного материала. Карты, рисунки и иллюстрации украшают популярную статью и очень помогают неподготовленному читателю в восприятии изложенного в не материала.
Рабочая рецензия текста Рассмотрим статью подробнее, для чего пронумеруем в первоначальном варианте все абзацы. Это облегчит работу с постраничными замечаниями и поможет легче ориентироваться в изменениях, проделанных с текстом (Приложение 1).
Статья начинается с цитаты из «Сказаний русского народа» И.П. Сахарова. В этот абзац следует внести лишь некоторую правку, продолжив «историческую» тему абзацами 2 и 3, так же с небольшими изменениями. В абзаце 4 следует изменить фразу: «двадцать видов и семь подвидов» (как ненужное уточнение) на текст: «которые в свою очередь делятся на роды, виды и подвиды», уточнив эти позиции позднее при их более подробном описании.
Развивая тему, логично поместить характеристики, общие для всех семейств крокодилов. Поэтому после абзаца 4 располагаем сначала абзац 16 со страницы 36, а следом за ним объединенные абзацы с 18 по 20 со страниц 37-39, рассказывая последовательно об особенностях строения и размножения этих животных.
Переходя далее к более подробному описанию каждого из видов рептилий, следует поместить материал со страниц 31 и 32 (абзацы 7 и 8). В абзаце 8 предложение 3 следует разбить на два, а в первой его части изменить порядок слов на следующий: «По словам «Брема XX века» - Бернгарта Гржимека, остатки скелета нильского крокодила, найденные на Мадагаскаре, «позволяют заключить, что длина его была 10 метров».
Затем переносим абзац 5 со страницы 30 и продолжаем его абзацем 9 со страницы 33. Таким образом, соединяются два разрозненных отрывка с описание гребнистого крокодила. После него логично следует описание опасности крокодилов для человека и других животных, поэтому лучше в данном месте расположить абзацы 10 и 11, поменяв их соответственно местами, чтобы не нарушать логическую цепочку описания.
В абзаце 10 следует изменить порядок слов: «Мы считаем, что в Индии от крокодилов погибает столько же людей, сколько от тигров».
Но крокодил не только опасная рептилия, он необходим для экологического баланса в природе. Чтоб отметить это далее располагаем 1-ю часть абзаца 12 со станицы 34, поместив после нее часть абзаца 6 со страницы 31, за ним абзац 21 со страницы 39.
Говоря о проблемах истребления этих некогда широко распространенных рептилий и сохранения крокодила как вида, после абзаца 21 абзац 15 со страницы 36, затем часть абзаца 17 со страницы, далее 2-ю часть абзаца 12 со страницы 34 и абзацы 13 и 14. ............