Оглавление
Введение
Глава 1. Разделение компетенций органов управления образованием в Российской Федерации
1.1 Компетенция федеральных и региональных органов управления в области образования
1.2 Муниципальные органы управления образования: функции, задачи, структура
Глава 2. Управление образовательным комплексом муниципального образования "Город Екатеринбург" на основе регулирования деятельности образовательных учреждений федерального и регионального уровней
2.1 Регулирование деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования города Екатеринбурга
2.2 Особенности функционирования образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования города Екатеринбурга
Глава 3. Анализ деятельности Городского управления образования Администрации города Екатеринбурга при регулировании деятельности муниципальных образовательных учреждений
3.1 Регулирование деятельности общеобразовательных школ города Екатеринбурга
3.2 Регулирование деятельности сети дошкольных образовательных учреждений города Екатеринбурга
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Актуальность темы исследования определяется тем, что образование является важнейшей подсистемой социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний умений и навыков в целях эффективного их использования в профессиональной деятельности. Система образования является сложным социально-экономическим и научно-техническим комплексом народного хозяйства.
Проблема состоит в том, что происходящие изменения в социально-экономическом устройстве России с начала 1990-х годов, обусловившие реформирование сферы образования, предполагают коренные изменения в регулировании деятельности образовательных учреждений на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Это связано как с расширением прав и ответственности образовательных учреждений, органов управления, образованием на местах, так и с необходимостью более гибкой адаптации к переменам в обществе. Радикальным изменениям подвергаются все уровни системы управления образованием: федеральный, региональный, муниципальный.
Под регулированием деятельности образовательных учреждений в нашем исследовании понимается процесс поддержания стабильности образовательной системы и ее адаптация к изменяющимся условиям, который осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными и муниципальными учреждениями.
Образовательное учреждение в Российской Федерации - это учреждение, обеспечивающее содержание, обучение и воспитание обучающихся и осуществляющее образовательный процесс на основе реализации одной или нескольких образовательных программ.
управление образование россия муниципальный
Выделение типов и видов образовательных учреждений зависит от типа образовательной программы, которую реализует то или иное образовательное учреждение. Закон Российской Федерации "Об образовании" в ст.12 закрепляет определение образовательного учреждения, под которым понимается "учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников"1.
В настоящее время российские образовательные учреждения реализуют образовательные программы: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; среднего и высшего профессионального образования.
В составе учреждений дошкольного образования (для детей от 1 года до 6 лет) сложился широкий спектр их видов: детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников; детский сад компенсирующего вида; детский сад ухода и оздоровления; детский сад комбинированного вида; центры развития ребенка.
Общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, центры образования реализуют образовательные программы:
начального образования (начальная школа - с 7 до 10-11 лет - 1-4 классы);
основного общего образования (с 5 по 9 классы); окончание 9 классов дает право на получение аттестата об общем среднем образовании и продолжение обучения в 10-11 классах средней школы или поступление в учебное заведение среднего профессионального образования
среднего (полного) общего образования (10-11 классы) с правом получения аттестата о полном среднем образовании и поступлением в вуз.
Колледжи и техникумы реализуют образовательные программы среднего профессионального образования и ведут подготовку высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена для работы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществления других видов деятельности.
Высшие учебные заведения - университеты, академии и институты - реализуют программы высшего профессионального образования и дают право на получение диплома специалиста, степени бакалавра, магистра или мастера с правом повышения квалификации в университете или научно-исследовательском институте, по окончании которого получают степень кандидата наук, а позже - доктора наук.
Анализ литературы по теме исследования свидетельствуют о том, что в муниципальных системах управления образованием зачастую отсутствует осмысление новых тенденций в регулировании деятельности образовательных учреждений, находящихся в компетенции муниципальных образований. ............