РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
РОДИТЕЛЯМ
ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:
1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:
посредством
называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например,
это мяч, это шапка и т.д.); в
собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку
возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах,
правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: Это книга;
нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша
рисовала и т.д.); обращать
внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы - глаголы, на
примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например,
соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и
т.д.); привлекать
внимание детей к правильному пониманию н употреблению пространственных
предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на
стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол,
спрячь карандаш за спину т.д.); совершенствовать
грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У
меня синий шар, а что у те6я…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных
яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров). 3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).
4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю - ребенку.
5. Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.
6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. ............