Часть полного текста документа:Результаты апробации комплексной процедуры диагностики школьной готовности Н.В.Нижегородцева В комплексе вопросов, составляющих основное содержание проблемы психологической готовности ребенка к обучению в школе, особое место занимает определение показателей школьной готовности и выбор средств для их диагностики. Теоретической основой разработанной нами "Комплексной процедуры диагностики школьной готовности" является концепция системогенеза деятельности академика В.Д.Шадрикова [2] и исследования ведущих отечественных психологов и педагогов: К.Д.Ушинского, Л.С.Выготского, А.В.Запо-рожца, Д.Б.Эльконина, А.П.Усовой и др. В своей работе мы исходим из понимания школьной готовности как системного образования, включающего в себя физиологический и психологический аспекты. Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по стандартным критериям. При формировании и диагностике психологической готовности к школе необходимо учитывать уровень физиологического развития, так как последний является фундаментом школьной успеваемости. Психологическая готовность к школе отражает общий уровень развития ребенка и представляет собой готовность к новой для него учебной деятельности и готовность к усвоению знаний и умений, предусмотренных школьной программой. Психологическая структура школьной готовности включает качества, относящиеся ко всем сферам психики: свойства личности, знания и навыки, познавательные, психомоторные и интегральные способности. В процессе обучения ребенок развивается, при этом изменяется и исходный уровень готовности к учению. Содержание и структура стартовой готовности к систематическому школьному обучению определяются особенностями учебной деятельности и содержанием обучения в первом классе школы. В результате теоретического анализа, экспериментального исследования и использования математических методов обработки данных было выделено 22 учебно-важных качества (УВК), которые прямо или опосредованно определяют успешность школьного обучения [1]. Компоненты структуры готовности образуют сложные взаимосвязи, имеют определенный вес в структуре готовности и по-разному влияют на успешность обучения. Из 22 выделенных качеств были отобраны 13 наиболее важных, которые и легли в основу диагностической процедуры (таблица 1). При разработке диагностической процедуры и отборе диагностических средств прежде всего учитывались экономичность и надежность методик, их соответствие возрастным особенностям детей и возможность включения в учебно-воспитательный процесс детского сада и начальной школы. Процедура диагностики включает 6 этапов: I. Подготовительный этап (разъяснительная работа с родителями и воспитателями, сбор информации о детях, планирование диагностики, знакомство с детьми, анкетирование родителей). II. Групповая диагностика ("Графический диктант", "Графическая проба", "Рисунок школы", социометрия). III. Индивидуальное обследование (тест "10 слов", обучающий эксперимент, тесты "Выраженность синкинезий", "4-лишний", "Лесенка", "Зрительный анализ", экспертная оценка). ............ |