Часть полного текста документа:Рихард Вагнер (1813-1883) Гений-самоучка Великий немецкий композитор Рихард Вагнер был убежден в том, что ни один музыкант, певец или дирижер не способен выразить глубинную суть его, Вагнера, творений лучше, чем это удается автору. Поэтому терзаемый творческим неудовлетворением композитор старался по возможности собственноручно писать либретто своих опер, повышая качество их литературной основы. Кстати, формального музыкального образования Вагнер не получил, но уже в раннем детстве с легкостью читал нотные партитуры. Под стать феноменальной музыкальной одаренности была и внешность композитора (лоб мыслителя, надменные губы и пронзительные голубые глаза). В любой компании он поневоле притягивал к себе взоры как женщин, так и мужчин. Вагнер осознавал себя гением и был крайне тщеславен. Предпочитая всегда быть в центре внимания, он постоянно досаждал друзьям чтением своих литературных произведений. Впрочем, манера его декламации отличалась особой страстностью, так что внимание компании было гарантировано. Вагнер к тому же не сомневался, что все окружающие просто обязаны помогать ему вести экстравагантный образ жизни, требующий немалых расходов. Бремя его финансовых затрат нередко ложилось на многочисленных друзей и покровителей композитора. При всех своих немалых заработках Рихард был абсолютным невеждой в их сохранении, а потому даже попал однажды в долговую тюрьму (к счастью, лишь на одну ночь). По сути, налоговая полиция преследовала его на протяжении многих лет, что могло, кстати, служить дополнительным источником его вдохновения... Богемные вкусы и привычки Известно, что все творческие личности в некоторой степени эстеты. А все эстеты (как тонко подметил Я. Гашек устами простодушного Швейка) - не чужды явного или скрытого гомосексуализма. Это явно прослеживается в манерах и привычках Вагнера. Его изысканная натура требовала чувственного и утонченного окружения. В его доме запрещались все посторонние шумы и запахи, наряду с предметами, обладающими острыми углами (это относилось и к книгам). Ничто не должно было напоминать гению о грубых реалиях жизни в минуты, когда в нем просыпалось божественное вдохновение. Стены его комнаты драпировались атласом и шелком, полы устилали пышные ковры, повсюду курились благовония. Наряды композитора более сгодились бы светской кокотке, нежели будущему кумиру национал-социалистов. Вагнер предпочитал кружевные рубашки, атласные брюки и шелковые халаты. Впрочем, нет свидетельств о том, что он когда-либо щеголял в грации и подвязках, в отличие от нашего современника Бориса Моисеева, усматривающего в желтой грации атрибут, без коего не может обойтись истинный эстет (далее по Гашеку). Все означенные аксессуары требовали устойчивых финансовых влияний, и Рихард принимал добровольные взносы от всех, включая акул крупного капитала. Примечательно, что еврейское происхождение большинства доброхотов отнюдь не мешало ярому антисемитизму прославленного музыканта. Однако пора сосредоточиться на "одушевленном" окружении гения. Король Луи II С детских лет Вагнера манило дамское общество. По собственному признанию, он еще в 13 лет любил притворяться спящим, дабы женщины относили его в постель. Ему казалось, что дамы понимают его искусство не в пример лучше господ. ............ |