Часть полного текста документа:ГОЛИЦЫНСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФПС РФ Кафедра психологии и педагогики. Факультет заочного обучения отделение психологии Тема: "Родство и различие психики животных и человека". Реферат студентки 1 курса Котовой Елены Михайловны Научный руководитель подполковник Дмитриев И.В. Голицыно 1999 П Л А Н . I. ВВЕДЕНИЕ. 2 II. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ЖИВОТНОМ МИРЕ. 3 II. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. 7 III. ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ ОТ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. 10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 20 I. Введение. В своей работе по теме "Родство и различие психики животных и человека" я хочу провести сравнение психики человека и животных, найти чем они схожи, и что их отличает. Моя задача - дать представление о том, какие периоды развития прошла психика животных, для того что бы превратиться в сознание человека. Данная работа состоит из введения, основной части, включающей 2 основных вопроса. Первый - раскрывает проблему развития психики животных. Во втором - рассматривается иная форма психики, обладающая более совершенными чертами - человеческое сознание. Мной были использованы такие источники - "Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии", "Хрестоматия по психологии" и другие. Эти книги помогли мне раскрыть эту тему. Авторы этих книг очень интересно и доступно рассказывают о зарождении психики, приводятся многочисленные эксперименты, доказывающие различия психики животных от человеческого сознания. II. Развитие психики в животном мире. Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики. Еще в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют явления вещественные - окружающая природа, люди, различные предметы. И невещественные - образы людей и предметов, воспоминания о них, переживания, таинственные, подчас, трудно объяснимые. Не имея возможности правильно понять эти загадочные явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира. Именно так возникли представления о душе и о теле, о материи и о психике, как самостоятельных началах. Психика - от греческого душевный, - свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения действительности, результат специфических взаимодействий живых систем с окружающей средой. Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач. На протяжении длительной эволюции органического мира - от амебы до человека - физиологические механизмы поведения непрерывно усложнялись, дифференцировались, становясь благодаря этому все более гибкими и оперативными. До половины прошлого столетия большинство даже ученых людей считало, что животный мир существует сам по себе, а человечество - само по себе. Людям казалось оскорбительной простая мысль о том, что человек и животные едины по своему происхождению. ............ |