Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Самарский государственный университет»
Филологический факультет
Роль аллюзий на роман Иоганна Вольфганга Гёте «Страдания юного Вертера» в повести Ульриха Пленцдорфа «Новые страдания юного В.»
Курсовая работа
Выполнила студентка
2 курса 10201.10 группы
Еремеева Ольга Андреевна
______________________
Научный руководитель
(к.ф.н., доцент)
Сергеева Елена Николаевна
______________________
Работа защищена
«___»_______2008 г.
Оценка___________
Самара 2008
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1. Категория интертекстуальности в художественном произведении.
1.1. Традиция и интертекстуальность в литературе ХХ века…………….……5
1.2. Формы проявления категории интертекстуальности……………………...7
Глава 2. Произведения Гёте и Пленцдорфа в контексте эпохи.
2.1. Гёте «Страдания юного Вертера»…………………………………...10
2.2. Ульрих Пленцдорф «Новые страдания юного В.»………………...12
Глава 3. Сравнительный анализ текстов романа Гёте «Страдания юного Вертера» и повести Пленцдорфа «Новые страдания юного В.»
3.1. Композиционный уровень………………………………………….……..16
3.2. Главные герои произведений………………………………..……….……21
Заключение………………………………….………………….……………...…28
Список использованной литературы…………………………………….…..…29
Введение.
10 августа 2007 года скончался немецкий писатель и драматург Ульрих Пленцдорф. Он оставил свой след в литературе, кино и театре. К примеру, по его сценарию был снят один из самых знаменитых фильмов ГДР "Легенда о Пауле и Пауле", рассказавший об обычной жизни Восточного Берлина под музыку знаковой рок-группы Puhdys.
Но все же Ульрих Пленцдорф был классическим homo unius libri, "человеком одной книги". Причем эта книга оказалась и самым известным восточногерманским романом. "Новые страдания молодого В." появились в начале 1970-х и прославили молодого писателя по всей Германии. Спустя почти 200 лет после великого романа Гете он опять заставил страдать уже современного молодого человека, рабочего паренька по имени Эдгар Вибо.
Ульрих Пленцдорф реанимировал знаменитую сюжетную схему "Страданий юного Вертера", его герой тоже влюбился в недоступную "Шарлотту", тоже чувствовал себя лишним, тоже трагически погиб.
Этот роман имел немалый резонанс. Конечно, новый "вертеризм" был уже другого толка: молодые люди, как когда-то 200 лет назад, не сводили счеты с жизнью. Достаточно было, что читатели идентифицировали себя с мыслящим юношей Вибо. Современники Гете, подражая Вертеру, облачались в синие куртки и желтые брюки. Современники "молодого В." мечтали о настоящих джинсах: читатели Пленцдорфа подхватывали его афоризм "Джинсы не брюки, а жизненная позиция".
Целью настоящего исследования стало выяснение роли аллюзий в повести Пленцдорфа «Новые страдания юного В.» на роман Гёте «Страдания юного Вертера».
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
- ознакомиться с текстом обоих произведений
- проанализировать произведения с точки зрения интертекстуальности
- ознакомиться с критической литературой по проблеме
- сделать выводы согласно проблеме и цели исследования
Предметом настоящего исследования выступили роман Иоганна Вольфганга Гёте «Страдания юного Вертера» и повесть Ульриха Пленцдорфа «Новые страдания юного В.». ............