Отдел образования администрации Центрального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
экономический лицей
Секция “Литературоведение (20 век)”
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
По теме
«Роль финального эпизода в поэме Венедикта Ерофеева
«Москва – Петушки»
Лейбович Анны Владимировны
учащейся 11 Б класса
МОУ экономический лицей
Центрального района.
Контактный тел. 202-06-29
Руководитель
Ромащенко Светлана Анатольевна
к.ф.н., доцент НГПУ
Васильева Любовь Петровна
учитель высшей
квалифицированной категории
Новосибирск, 2008г.
Введение
Во второй половине века в русской литературе возникают новые направления. По словам Виктора Ерофеева, известного представителя поколения семидесятников, “литература засомневалась во всем без исключения: в любви, детях, вере, церкви, культуре, красоте, благородстве, материнстве, народной мудрости…”1. В связи с этим появляются такие произведения, как “Школа для дураков” Саши Соколова, “Пушкинский дом” Андрея Битова, “Москва - Петушки” Венечки Ерофеева. Эти произведения являются примером нового направлениявека – постмодернизма. Постмодернизм – это переход в состояние, когда читатель становится свободным интерпретатором и когда писатель не бьет его по рукам и не говорит: “неправильно читаешь, читай иначе”, - это момент высвобождения, и в этом смысле постмодернизм на сегодняшний день – достижение свободы в литературе сказал Виктор Ерофеев в одном из интервью. Иначе говоря, на наш взгляд, постмодернизм предполагает соучастие читателя и автора, непосредственный контакт между ними.
Представителем этого направления является и Веничка Ерофеев с его поэмой “Москва – Петушки”. На это указывает то, что, по словам Руднева “в постмодернизме господствует всеобщее смешение и насмешливость над всем, одним из его главных принципов стала “культурная опосредованность” или, если говорить кратко, цитата”3. А все произведение Ерофеева наполнено огромным количеством цитат (приводятся цитаты известных классиков, цитаты из Евангелие).
Однако отнести данную поэму к какому-либо направлению достаточно сложно, потому как Ерофеев был не как все.
«Москва – Петушки» в действительности уникальная поэма. Однако она изучена лишь с точки зрения интертекстуальности и в связи с контекстом эпохи. С нашей точки зрения назрело время предпринять попытку анализа поэмы “Москва – Петушки” с позиции эстетической целостности.
Цели и задачи:
Проанализировать финальный эпизод в составе художественного целого с точки зрения структуры и семантики. Для этого будут поставлены следующие задачи:
1. Обоснование феномена поэмы Ерофеева в плане его связи с культурным контекстом.
2. Из всех аспектов изучения произведения выделены те, которые требуют не просто интерпретации основных сюжетных элементов и многочисленных цитат, но и понимания структуры сюжета в связи с финальным эпизодом.
3. Выделение финального фрагмента в системе эпизодов, в качестве сильной позиции и создание предпосылок для перехода к пониманию связи сюжета и композиции.
Глава 1 История создания
Ерофеев Венедикт Васильевич родился 24 октября 1938 года на Кольском полуострове, за Полярным кругом, в городе Заполярье. ............