Курсовая работа
по дисциплине
на тему
Роль коммерческого банка в кредитовании малого и среднего бизнеса
Выполнил
Студент ____ курса
группы
отделения
Руководитель
Санкт-Петербург
2007
Содержание Введение. 3
Глава 1. Особенности и проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России 5
Глава 2. Кредитование малого и среднего бизнеса в ВТБ 24. 13
Глава 3. Кредитные продукты ВТБ-24 для предприятий и индивидуальных предпринимателей. 22
«Микрокредит». 24
Кредит на развитие бизнеса. 25
Выкуп кредитов малому бизнесу. 26
Глава 4. Банк 24. Кредитование. 26
«Бизнес-Овердрафт». 26
«Беззалоговый». 28
«Снижай ставку сам». 29
«Инвестиционный». 30
«Бизнес-Авто». 32
Глава 5. Статистический анализ объемов кредитования малого и среднего бизнеса 35
Заключение. 39
Литература. 43
Введение За последние три года объемы банковского кредитования малого бизнеса увеличились в 2 раза. Рост происходит как за счет входа на рынок новых игроков, так и за счет роста портфелей прежних участников рынка. При этом на рынке четко выделились две группы игроков - бизнес-модели. Первая - это региональные банки, вышедшие на рынок 3-5 лет назад, в частности за счет кредитов РосБР и ЕБРР, предлагающие индивидуальный подход к клиенту. Вторая - универсальные федеральные и московские банки, вышедшие на рынок малого бизнеса в последние несколько лет, предлагающие типовые услуги. Последние делают ставку на внедрение специальных моделей оценивания бизнеса малых предпринимателей (по типу скоринг-оценок), которые позволяют им быстро и качественно принимать решения по большому числу потенциальных клиентов и в результате наращивать свой кредитный портфель без существенного увеличения риска портфеля [1, С. 115]. У каждой из этих групп есть перспективы для дальнейшего развития.
Официальных данных об объемах этого рынка не существует [7, С. 214]. Причин тому несколько. Во-первых, само понятие «малый бизнес» законодательством четко не определено. Во-вторых, даже если бы можно было выделить малый бизнес по каким-либо однородным критериям, специфика бухгалтерского учета в банках не предполагает отражения ссуд малому бизнесу на отдельно выделенных счетах.
Потребность малых предприятий в кредитных ресурсах участниками рынка оценивается в 25-30 млрд. долл. США, ее удовлетворенность - не более чем в 15-20% [11, С. 58].
В последние год-два среди основных игроков на рынке банковского финансирования малого бизнеса четко выделились две группы банков. Это небольшие региональные, уже укрепившиеся на этом рынке и целенаправленно работающие с малым бизнесом, и крупные банки, которые стали активно выходить на этот рынок. Не менее 80 крупных банков имеют программы кредитования малого бизнеса. Собственные программы появились у таких банков, как «ВТБ-24», «Райффайзенбанк» [16], «МДМ-банк», «Международный Московский Банк» и др. Причина очевидна: крупный российский бизнес поделен между банками. Высокий уровень конкуренции на этом рынке ведет к снижению доходности кредитования, в то время как доходность направления работы с малым бизнесом обычно выше средней. ............