Содержание
Введение
1. Использование плаката в учебной литературе по истории второй мировой войны
1.1 Символы войны
1.2 Образы вождей
1.3 Основные события на фронтах
1.4 Жизнь в тылу
1.5 Специфика работ художников
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Несмотря на то, что вторая мировая война стала далеким прошлым, ее события вызывают интерес и сейчас. Особенно это было заметно во время визита в лицей делегации школьников из гимназии им. А. Дистервега (Германия), которые интересовались отношением русских детей к войне, к историческим личностям эпохи. Знакомясь с учебниками истории, по которым учатся немецкие школьники, обратила внимание на непривычные нашему взгляду иллюстрации, плакаты, которые по своему содержанию и тематике отличаются от знакомых нам.
Я закончила художественную школу, где мы рассматривали влияние войны на плакатное искусство нашей станы. Мне стало интересно, как военные события отразились в творчестве немецких и американских художников, исследовать разное художественное восприятие одного события. Сейчас можно найти много плакатов времен второй мировой войны, но какие конкретно из них востребованы для иллюстрации событий войны в учебной литературе? Это определило направление исследования.
В работе использованы не только отечественные источники, ресурсы Интернета, но также и пособия и учебная литература, учебники истории из Германии, по которым сейчас учатся немецкие школьники. Очень помогли преподаватели из гимназии города Тангермюнде (Германия), приславшие специальную литературу.
Цель моей работы – определить роль плакатов в изучении истории второй мировой войны. Задачи исследования: сравнить изображение военной действительности художниками СССР, Германии и США; выяснить используются ли плакаты как дополнительное средство изучения истории в других странах.
Плакат военного периода без сомнений является оружием воздействия на массовое сознание, и этим эффективно пользовались воюющие стороны. Все плакаты обладали определенным содержанием, воздействовали на умы народных масс, формировали общественное мнение, помогали противодействовать пропаганде противника.
Художники-плакатисты оперативно откликнулись насобытия Второй Мировой войны. В первые недели, месяцы войны массовыми тиражами в странах-участницах войны начался выпуск плакатных листов.
1. Использование плаката в учебной литературе по истории второй мировой войны
"Плакат— это тоже живопись, ноживопись, имеющая свои особенности: рисунок должен бросаться вглаза, приковывать ксебе внимание. Если позволительно такое сравнение, тоя бы сказал, что картина— это пропаганда, а плакат— агитация".
М.И. Калинин, 1943г.
Плакат - броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом. По своему духу, по способности мобильного отклика на события сегодняшнего дня плакат оказался одним из самых эффективных средств для выражения чувств всего населения, для призыва к действию, к защите Родины, для оповещения срочных новостей фронта и тыла. Наиболее важную информацию необходимо было передать при помощи самых простых и действенных средств и при этом в короткие сроки. Яркие, доходчивые, образные плакаты призывали к борьбе с врагом, позорили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла. ............