Содержание
Введение
Глава I. Россия в начале XIX века. Начало либеральных реформ
1.1 Восшествие на престол Александра I
1.2 Начало карьеры М.М. Сперанского
1.3 Создание Негласного комитета
Глава II. Второй этап либеральных реформ (1807-1812 гг.)
2.1 Проекты и записи М.М. Сперанского
2.2 Преобразования высших органов власти
Глава III. Завершающий этап правления Александра I
3.1 Отстранение от государственных дел М.М.Сперанского
3.2 Востановления на службу М.М. Сперанского. Смерть Александра I
Глава IV. Деятельность М.М.Сперанского при Николае I
4.1 Сперанский и декабристы
4.2 Кодификационная работа М.М.Сперанского при Николае I
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
На рубеже тысячелетий, в период смены веков, совпавших со сменой общественно-политического строя России, объективно возрастает значение исторических знаний, умелого использования опыта прошлого. Это тем более важно в связи с тем, что проводимые в настоящее время реформы часто заканчиваются тупиковой ситуацией, и реформаторы в поисках путей вынуждены топтаться на месте. Данное обстоятельство делает особенно значимым исторический отрезок времени первой половины XIX веков, когда общественность России была активно занята поиском проектов реформирования страны с учетом опыта революционных преобразований, происходивших в Западной Европе. Особое значение в плане подготовки и проведения глубоких реформ в Российской империи занимал М. М. Сперанский, чья деятельность волновала и волнует лучшие умы государственных деятелей страны, политиков и ученых вот уже около двухсот лет.
В этой связи избранная тема дипломной работы имеет большое значение для современности. Ее актуальность обусловлена следующими факторами.
Во-первых, тем, что исследование процесса зарождения и реализации реформаторских преобразований в истории государства Российского имеет огромное значение для ее современности и будущего. Известный отечественный историк С. М. Соловьев призывал в конце XIX века: «Не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм..., - вот обязанность историка в настоящее время» [1]. Изучение опыта политической и государственной деятельности М. М. Сперанского поможет процессу дальнейшего накопления знаний о глубинных причинах и механизме возникновения реформаторских идей в русском обществе, удачах или провалах в деятельности выдающихся реформаторов.
Во-вторых, тем, что осуществляющиеся в настоящее время реформы в России проводятся неэффективно и не всегда дают нужные результаты. Как признавал премьер - министр Российской Федерации В. В. Путин, «сегодня колоссальные возможности страны блокируются громоздким, неповоротливым, неэффективным государственным аппаратом». Стало очевидным, что без использования исторического опыта современные реформаторы справиться с задачами просто не в состоянии.
В-третьих, тем, что нынешние реформаторы первоначально начали переустраивать Россию лишь по западноевропейскому образцу. Эта попытка завершилась неудачей, - механическое перенесение зарубежного опыта привело к глубокому системному кризису в стране. Выход из положения может быть найден только в обращении к отечественной истории и традициям российского общества. ............