Министерство образования и науки российской федерации
Курганский государственный университет
Факультет исторический
Кафедра культурологии
Контрольная работа
по теории культуры
Роль творческого меньшинства в концепции А. Тойнби
Выполнила студентка группы 4009
Кондрашова И.В.
Проверил Тишкина Е.И.
Курган 2011
Содержание
Введение
1. Постижение истории А. Тойнби
2. Концепция развития цивилизации и роль творческого меньшинства
2.1 Характеристика отдельных стадий развития цивилизации
Заключение
Список литературы
Введение
Мы живем в XXI веке. Актуальными становятся вопросы о направлении развития человечества, перспективы развития земной цивилизации. Фантастические темпы развития новейших технологий и перспективы, открывающиеся благодаря им, прогрессирующая «вестернизация» экономических и политических аспектов жизни многих стран мира позволяют многим делать предположения о стремительном приближении человечества к идеалам западной демократии. Звучали слова о конце истории человечества. Американский историк Фрэнсис Фукуяма заметил: «Возможно, что то, что мы наблюдаем (реформы в Советском Союзе), это не просто конец холодной войны или своеобразного периода послевоенной истории, но конец истории как таковой: это означает конечный пункт идеологической эволюции человека и превращение западной либеральной демократии в универсальную, в конечную форму государственного управления человечества».
Другие мыслители считают, что история - это развитие отдельных общественных сущностей более или менее взаимодействующих друг с другом, где смерть одних соседствует с рождением других. «Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной истории ... я вижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, ... и у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования и, наконец, собственная смерть». Так писал немецкий философ Освальд Шпенглер 100 лет назад.
В теориях такого типа непрерывное поступательное движение человечества как целого заменяется на циклическое развитие отдельных локальных цивилизаций. К мыслителям, придерживающимся схожей точки зрения на предмет истории, относится и английский историк XX века Арнольд Тойнби. В основу теоретического описания развития цивилизаций он положил концепции «вызова-и-ответа» и роли «творческого меньшинства»
Цель данной работы - рассмотреть роль творческого меньшинства в концепции локальных цивилизаций А. Тойнби.
1. Постижение истории А. Тойнби
Основным трудом английского историка Арнольда Джозефа Тойнби (1889-1975) было 12-томное «Постижение истории». Первый том вышел в 1934 г., а завершающий - в 1961 г. Находясь под влиянием идей О. Шпенглера, Тойнби предпринял широкомасштабное переосмысление всего общественно-исторического развития человечества в духе теории круговорота локальных цивилизаций.
Тойнби, в отличие от Шпенглера, признает за человеком способность к свободному самоопределению. Далее, циклическая модель исторического процесса Шпенглера модифицируется у Тойнби признанием объединяющей роли «мировых проповеднических религий» (буддизм, христианство, ислам), которые оказываются высшими ценностями и ориентирами исторического процесса.
Согласно Тойнби, динамика цивилизации (ее возникновение, рост, «надлом», упадок и разложение) определяется «законом вызова и ответа». ............