ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья учащихся общеобразовательной школы
СОДЕРЖАНИЕ СТР Введение……………………………………………………………….…….. 4 ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………. …….. 7 1.1. Философские, психофизические и социально-психологические факторы здорового образа жизни…………………………………………... 7 1.2. Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни школьников…………………………………………………... 11 1.3. Здоровый образ жизни, его основные компоненты…………………... 14 1.3.1. Плодотворный труд…………………………………………………... 18 1.3.2. Искоренение вредных привычек…………………………………….. 19 1.3.3. Рациональное питание………………………………………………... 22 1.3.4. Закаливание, как неотъемлемый компонент формирования здорового образа жизни…………………………………………………….. 27 1.3.5. Оптимальный режим двигательной активности, важное условие формирования здорового образа жизни…………………………………… 29 1.3.6. Знания, как необходимая основа формирования здорового образа жизни…………………………………………………………………………. 31 1.4. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья школьников……………………………….. 33 ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………... 37 2.1. Организация исследования…………………………………………….. 37 2.2. Методы исследования………………………………………………….. 37 2.2.1. Анализ литературных источников…………………………………... 37 2.2.2. Анкетирование………………………………………………………... 38 2.2.3. Определение адаптационных возможностей организма к физическим нагрузкам……………………………………………………… 41 ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………….. 43 Выводы……………………………………………………………………….. 48 Список используемой литературы…………………………………………. 49
ВВЕДЕНИЕ
Проблема здоровья человека в контексте общечеловеческих ценностей приобретает все большее значение. Широкий общественный резонанс получает понимание того, что среди проблем, решение которых не должно зависеть от общественно-политических коллизий, центральное место занимает проблема здоровья детей, без решения которой у страны нет будущего (Никитушкин В.Г., Спирин В.К., 2002).
По данным Минздрава, до 60-70% школьников к выпускному классу имеют нарушения органов зрения, 30% - хронические заболевания. Состояние здоровья детей и подростков неуклонно ухудшается. Доля здоровых детей к концу обучения в школе не превышает 20 – 25 %, а в Санкт-Петербурге здоровых выпускников всего 3 – 4 % (Зусманович Ф.Н., 1998, Хасин Л.А., Громыко В.В., Рафалович А.Б., 1999).
Данные о заболеваемости детей являются одним из основных критериев в оценке состояния здоровья детей и эффективности мероприятий по его охране и улучшению (Петраковский Б.В., 1998). Очевидным является также утверждение о том, что в сложной системе факторов, влияющих на состояние здоровья, существенную роль играет оптимальный уровень двигательной активности, а так же стиль жизни современных школьников.
Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению (Трещева О.Л., 1998). Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, а так же забота о здоровье детей. ............