Часть полного текста документа:Российские универсанты и политика. Посвящается Борису Герасимовичу Ананьеву (К проблеме преодоления анти-политики в России) Введение Российская психология в который уже раз находится на перепутье. Никто не мешает сегодня психологам понимать психологию, применять психологию, зарабатывать психологией в меру своего образования и воспитания. Психология в России к 1998 году представлена всеми возможными вариантами: от самых академических до самых экзотических. Сложилась такая ситуация, что психологам полезно сверить свое профессиональное и гражданское поведение с классическими образцами поведения универсантов в аналогичных ситуациях, примером чего служит деятельность Б.Г.Ананьева. Б.Г.Ананьев всю жизнь посвятил подготовке универсантов-психологов, и сам был абсолютным образцом универсанта. Его работа, его внешность, его стиль общения, характер публичных выступлений показывали, как универсант должен совмещать научную, преподавательскую и общественную деятельность. Будучи выдающимся ученым, Б.Г.Ананьев никогда не оставался в стороне от реальной жизни, как бы тяжела и трудна она ни была. Во время Великой Отечественной войны он работал в военном госпитале, маскировал блокированный Ленинград, создавал послевоенную систему образования взрослых, реформировал систему народного просвещения, легализовал психологическую науку после долгих лет опалы, создав факультет психологии ЛГУ и др. Все, что он делал, было так непросто и так тяжело, что умер он преждевременно от перенапряжения в расцвете сил и творчества. Очевидно, Б.Г.Ананьев не остался бы равнодушным к исследованиям в области психологии политики, как только для этого открылись бы возможности. Признаком этого служит его напоминание о том, что в психологии "недостаточно изучена ...роль отдельных факторов: экономического, политического, правового, нравственного." (1,2,3). Наш опыт психологического изучения "политического фактора" дает основания для обсуждения места и роли универсантов-психологов в научно-общественной жизни нашей страны, достойных памяти Б.Г.Ананьева. Таким, каким автор его видел, понял и запомнил.(5,6,7,8). 1. Три обоснования проблемы воспитания универсантов 1.1. Положение универсантов. Универсанты - такие же, как все? Когда руководители КПСС во главе с М.С.Горбачевым приступили к Реформации СССР, автор настоящей статьи был вовлечен в практическую политику, такую, какой она была в СССР в 1985-1991 годах. Это было время стихийных митингов, несанкционированных демонстраций, собраний, агрессивных выборов и пр. Тогда прямо по ходу "включенного наблюдения" осуществлялся поиск литературных данных, разрабатывались теория массовидных политических явлений, политического общества, политического человека, психолого-политических состояний и т.п. (18,24). Эти научные конструкции практически применялось в школе интенсивной подготовки политиков нового поколения в Дюнах под Сестрорецком в 1986-89 годах, затем в Осиновой Роще в пригороде Ленинграда в 1989-91 годах, потом в Москве. Одним из следствий "вовлечения" стало создание кафедры политической психологии в СПбГУ и специальности 19.00.12 - политическая психология. Много ранее в СССР предпринимались попытки психологически описать политику как науку, но исполнить это не удалось по независящим от авторов причинам (Бехтерев В.М., 1923, Парыгин Б.Д., 1966, Шерковин Б.А., 1973, Рощин С.К., 1980, и др.). С первых шагов исследования стало очевидно, что "митинговая анти-политика" с крушением памятников, дискредитацией авторитетов, дезорганизацией управления, дезориентацией общества, деморализацией силовых органов, дезинформацией населения, фальсификацией истории, дезинтеграцией народа и государства себя не оправдывает и никогда не оправдывала (Бехтерев В.М., 1923, Кабанес О., Насс Л., 1906, Пименова Э.К., 1906, Попов В.А., 1902, Сиголе С., 1893, Сидис Б., 1902, Тард, 1893, Зимичев А.М., 1991, Крамник В.В., 1995, Суханов О.В.. ............ |