Часть полного текста документа:Русская духовная музыка в ХVIII веке Петровская эпоха Русская культура, пережившая на рубеже ХVII и ХVIII столетий знаменательный перелом, вступает в новый период. Петровские преобразования в корне изменили весь строй культурной и общественной жизни России. Рушатся старые "домостроевские" обычаи, устои средневекового мировоззрения. Большое значение приобретают вопросы образования. По распоряжению Петра создаются архиерейские училища и семинарии, а также развертывается сеть гражданских нецерковных школ, в которых основное значение придается точным наукам. В 1724 г. по указу Петра учреждается Академия Наук. Завязываются культурные связи с передовыми государствами Западной Европы. На смену старой боярской Руси приходит молодое государство Петра - Российская держава, укрепленная военными победами и внутренними реформами. Взятый Петром курс на европеизацию общественной жизни был вызван естественным стремлением к укреплению Русского государства и повышению его международного авторитета. Столь же последовательно этим задачам были подчинены внешние нормы общественного уклада, поведения в быту, придворного этикета. Насаждая культуру светского образца, Петр I стремился приобщить русское население к новому образу жизни, отличному от замкнутого "теремного" уклада средневековья. Для того, чтобы вывести русского человека из патриархальной замкнутости в стенах своего терема в кипение общественной и светской жизни, Петр устраивает в своем дворце ассамблеи с танцами, уличные красочные праздники по случаю великих событий - побед и заключения мира, а также запрещает "знатным персонам" иметь домовые церкви, чтобы сделать приходские церкви и соборы своеобразными общественными центрами, служащими общению и единению людей. Все это способствовало бурному развитию духовной и светской музыки нового типа. Новая функция музыкального искусства особенно полно проявилась в жанрах парадной, торжественной музыки. Во время государственных торжеств по случаю побед на улицах Москвы, а затем Петербурга воздвигались триумфальные ворота, в украшении которых преобладала принятая в те времена в Европе античная символика. В воротах победителей встречали торжественные фанфары военных оркестров и хоры певчих. В честь Петра I и его полководцев исполняли специально сочиненные песнопения, носившие названия "панегирических" (от греч. panhgurikoz - чрезмерное восхваление, хвалебная песнь) или "виватных" (от латинск. Vivat - да здравствует!). Эти песнопения назывались кантами. В музыкальном и поэтическом отношении панегирические канты были типичным выражением героико-патриотических настроений петровской эпохи и несли с собой новые образы гражданской патриотической поэзии, проникнутой сознанием мощи Русского государства. Они породили особый стиль торжественно-пышной гимнической хоровой музыки - стиль, получивший высшее завершение в хоровых концертах конца века. Постоянным участником всевозможных государственных торжеств и церемоний был Придворный хор, созданный на основе существовавшего уже двести лет хора Государевых певчих дьяков. С переносом столицы Российского государства в Петербург, туда же был переведен и этот хор. Певчие Придворного хора часто сопровождали царя в военных походах и выездах за рубеж. Другим ведущим хором в России был хор Патриарших певчих дьяков, который был оставлен в Москве и в 1721 году получил наименование Синодального. Помимо этих двух хоров славились певчие Александро-Невской Лавры. ............ |