Часть полного текста документа:Русь изначальная Слава Русской земле Древнерусское государство, начало которого датировали обычно 862 г., на самом деле возникло значительно раньше, но систематические сведения летописей начинаются с призвания князя Рюрика, которое отнесено к этому году составителями летописных сводов, вошедших в "Повесть временных лет". Отдельные предания о более ранних временах попали в летописи и другие рукописные средневековые сочинения по русской истории. Название "Древняя Русь" используют иногда расширительно - в применении к нескольким периодам нашей истории до XVIII века. В этом разделе сайта помещены фольклорные отображения блестящей эпохи - Руси Киевской и Новгородской, когда наше государство было одним из сильнейших и культурнейших в Европе, а единый русский народ не подразделялся еще на великороссов, малороссиян и белорусов. За четыре столетия древнерусская народность, постоянно отбивая натиск степных кочевников, приняв христианство, став средоточием самобытной культуры, наследие которой восхищает до сих пор, было оплотом цивилизации, пока не оказалось затоплено мутной волной монголо-татарского нашествия. Ниже приведена песнь-слава Русской земле. Восприятие русскими людьми Родины, отображенное этим текстом, не может быть ограничено хронологически. Перед нами песнь, являющаяся своего рода эпиграфом ко всей русской истории в ее народной интерпретации. Историческая самооценка, отображенная преданиями об эпохе, предшествовавшей правлению Рюриковичей, отчасти созвучная этой песне, дополняет в существенных чертах картину общего восприятия народом начала своей истории. Источниками для летописцев были устные предания. Некоторые из таких преданий сохранились в изустной передаче до того времени, когда их стали записывать собиратели фольклора. Предания, использованные летописцами, в большинстве своем были переработаны при составлении и дальнейших переделках летописей. Но некоторые сохранились в форме, близкой, очевидно, к тому, что слышали от своих современников составители летописей. Часть дошла только в тексте "Повести временных лет" начала XII в., но некоторые - по использованному в ней летописному своду конца XI в. Текст песни "Слава Русской земле" приведен по изданию Никифоров А.И Фольклор и "Слово о погибели Рускыя земли//Из истории русской фольклористики. Л., 1978, с. 197. Письменный текст, созданный в XIII в., приводит песню-славу, существовавшую, очевидно, ранее. Уже первооткрыватель памятника X. М. Лопарев полагал, что в древности ее исполняли народные певцы (Лопарев X. "Слово о погибели Рускыя земли", вновь найденный памятник литературы XIII века. Спб., 1892. С. 11). А. В. Соловьев пришел к выводу, что это образец творчества дружинных певцов (Труды Отдела древнерусской литературы/ Отв. ред. Д. С. Лихачев. М.; Л., 1958. Т. 15. С. 78-115; М.; Л., 1960. Т. 16. С. 143-146). А. И. Никифоров, еще до А. В. Соловьева отметивший здесь песенный размер, обнаружил в записях русского и украинского фольклора XIX в. семь параллельных примеров, часть которых исследователь определил как позднейшие сокращенные варианты той самой песни, которая сохранилась в письменном памятнике XIII в. Он заключал: "Не только вся структура песни, но и ряд буквальных совпадений в тексте прямо доказывают это" (Никифоров А.И Фольклор и "Слово о погибели Рускыя земли//Из истории русской фольклористики. ............ |