ТЕМА: РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА. РЫНОК ТОВАРОВ
§ 1. РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Рыночная инфраструктура - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Организационная база инфраструктуры включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.
Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.
В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые системы, а также средние и мелкие коммерческие банки.
Элементами рыночной инфраструктуры являются базары, ярмарки, магазины, аукционы, биржи. Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов. Ярмарки возникли в Европе в раннем средневековье. В начале ХХ в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в национальном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые ярмарки товаров широкого потребления с проведением симпозиумов, конгрессов, семинаров.
Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену.
Существуют и международные аукционы. Они представляют собой разновидность публичных открытых торгов, где реализуются товары определенной номенклатуры: шерсть, табак, пушнина, чай, лошади, цветы, рыба, лес, а также предметы роскоши, произведения искусства.
Рынок предстает собой как совокупность общественных актов обмена продуктами производства, объективно показывающими соотношение результатов и затрат труда и, тем самым, объем потребления при данном уровне производства.
Звенья инфраструктуры на товарном рынка заполняют экономическое пространство, своеобразными «полюсами» которого являются производители и потребители.
Рынок производителей – это организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства.
Потребительский рынок – отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления.
В рыночной инфраструктуре большую роль играет предприятие, т.к. – это огромный рынок сырья, комплектующих изделий, устройств, вспомогательного оборудования, предметов снабжения и деловых услуг. В США, например, закупками товаров и услуг занимаются более 16 млн. организаций.
Выделяют три разновидности рынка предприятий: рынок товаров промышленного назначения, рынок промежуточных продавцов и рынок государственных учреждений.
Рынок товаров промышленного назначения – это совокупность лиц и организаций, закупающих товары и услуги, которые используются при производстве других товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другим потребителям. Основными отраслями деятельности, составляющими рынок товаров промышленного назначения, являются: 1) сельское хозяйство, лесное и рыбное хозяйство; 2) горнодобывающая промышленность; 3) обрабатывающая промышленность; 4) строительство; 5) транспорт; 6) связь; 7) коммунальное хозяйство; 8) банковское, финансовое и страховое дело; 9) сфера услуг. ............