1. Общие требования к услугам торговли
Розничная торговля – вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров непосредственно потребителю для личного, бытового, семейного, домашнего использования. Это наиболее распространенное определение понятия розничной торговли, содержащееся в нормативно-правовых документах.
Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в следующем:
– удовлетворение потребностей населения в товарах;
– доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;
– поддержание баланса между предложением и спросом;
– воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;
– совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей.
Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг.
Услуга розничной торговли – это результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.
Классификация услуг торговли и общие требования к ним установлены ГОСТ Р 51304–99 «Услуги розничной торговли. Общие требования».
Услуги розничной торговли включают:
– реализацию товаров;
– оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;
– информационно-консультационные услуги;
– создание удобств покупателям
Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов:
– формирование ассортимента;
– приемка товаров;
– обеспечение хранения;
– предпродажная подготовка;
– выкладка товаров;
– предложение товаров покупателю;
– расчет с покупателем;
– отпуск товара.
В соответствии с пунктом 5 ГОСТ Р 51303–99 услуги торговли должны отвечать следующим требованиям
1. социального назначения;
2. функциональной пригодности;
3. эргономики;
4. эстетики;
5. технологичности;
6. безопасности;
7. охраны окружающей среды.
1. Требования социального назначения услуги торговли предусматривают:
– обеспеченность населения услугами данного вида;
– соответствие уровня качества услуги розничной цене;
– социальную адресность услуги, т.е. соответствие услуги требованиям различных групп потребителей, в том числе инвалидов. Социальную адресность услуги учитывают при проектировании здания и помещений предприятия торговли, установлении режима работы, выборе метода обслуживания, формировании ассортимента и др.
2. Требования функциональной пригодности услуги торговли предусматривают:
– точность и своевременность оказания услуги, характеризующиеся соблюдением установленного режима работы предприятия торговли;
– точностью срока выполнения услуги, точностью выписки счета и оформления кассового чека и др.;
– наличие товаров надлежащего качества;
– наличие товаров установленного для данного типа предприятия ассортимента;
– обеспечение условий для компетентного выбора потребителем товаров и услуг;
– информативность, т.е. ............