Содержание
1. Экономное потребление
2. Эпоха сдержанного оптимизма 3. Переход кадров из частного бизнеса в госкомпании Литература
1. Экономное потребление
Несмотря на апокалипсические настроения начала года, если верить исследованиям, все сложилось не так уж плохо. Мы меняли работу, строили карьеру, находили возможность отдохнуть и даже купить квартиру. И хотя многие уже и не вспоминают кризис среди важных событий в жизни страны, порожденные им стремление к экономии и стабильности останутся с нами и в 2010 году.
Одна из основных тенденций 2009 - мы стали экономить. Те, кто пал жертвой увольнений, задержек или сокращения зарплаты, были вынуждены «затянуть пояса» из-за реального сокращения доходов, другие - «на всякий случай», опасаясь, что все эти проблемы могут коснуться и их
«Стабильным кризисным» называют сегодняшнее потребительское поведение россиян эксперты компании «Бизнес Аналитика». Мы стали покупать меньше продуктов, обходим несколько магазинов в поисках более выгодных предложений, отказались от излишеств, а там, где отказаться было нельзя, перешли на более дешевые заменители. Покупать бытовую технику россияне не перестали, но начали подходить к таким покупкам более взвешенно, а часть предпочла отложить обновление «парка» домашней техники до лучших времен. Изменились и мотивы: бытовую технику стали чаще менять по необходимости, например, если сломалась старая или если увеличилась семья. И реже - из-за того, что она морально устарела. Как и в случае с продуктами питания, появилось много покупателей, сравнивающих цены в разных магазинах, чтобы найти товар с наименьшей ценой. К сожалению, многим в этом году пришлось экономить и на отпуске, в этом году из-за финансовых затруднений от него пришлось отказаться почти половине работающих россиян. «Мы полагаем, что кризисные тенденции будут иметь место продолжительное время, - говорит Юлия Воеводина, старший руководитель проектов «Бизнес Аналитики». - В ближайшее полтора года уровень потребления основных категорий продуктов питания и напитков сокращаться не будет, и начнется медленное восстановление, хотя докризисный уровень потребления по большинству категорий будет достигнут только через несколько лет».
Удача улыбнулась тем, кто успел накопить 2/3 стоимости квартиры. Цены в эконом-сегменте снизились за год на 30%, и появилась возможность приобрести жилье, не прибегая к займу или заняв меньшую сумму. Но таких счастливчиков немного. Как показали результаты декабрьского исследования Kelly Services, квартиру в этом году смогли купить лишь 6% опрошенных россиян. Жилищные же условия 76% респондентов в 2009 году не изменились.
Немного было сделок и с элитной недвижимостью. «Люди, располагающие такими средствами, предпочитали вкладывать деньги в развитие собственного бизнеса. В уходящем году компании сокращали персонал, бонусы и премии, замораживали зарплаты и урезали соцпакеты. По данным Kelly Services больше всего пострадали программы ДМС: их сократили или отменили у 20% респондентов (подробнее - в доп. материале). Не имея возможности «помочь материально», работодатели стали активнее прибегать к иным способам поощрения. Как выяснил SuperJob, из всех возможных наши соотечественники ценят дополнительные выходные, гибкий график и публичную благодарность из уст начальника. В 2009 году на поиск работы приходилось тратить больше времени и сил. ............