Часть полного текста документа:Самосознание. Я-концепция: структура, функции, развитие. Самосознание - совокупность психических процессов, посредством которых субъект деятельности осознает себя как такового (Столин). Уровни самосознания: Природный: выделение субъекта из среды, переживание субъектной отнесенности своих действий: то, что я переживаю - именно я (филогенетические предпосылки самосознания появляются одновременно с предпосылками сознания). Социальный: сравнение себя с другими. Критерий - появление речи, возникновение продуктивного диалога ребенка со взрослым, у ребенка появляется возможность децентрации. Возможность говорить не означает возможности вести продуктивный разговор, мешает эгоцентризм (пока он не преодолен, нет осознания себя, понимания что это - моя точка зрения). Личностный: рефлексия собственных переживаний; осознание собственных мотивов. Уровни развития самосознания Уровни Самопознание (познавательная часть) Самоотношение (эмоциональная и волевая компоненты) Природный Когнитивное представление о себе, схема тела, связана с доречевым сенсомоторным интеллектом - чувственная, двигательная и сенсорная стороны Смутное или мышечное чувство - общее переживание комфорта или дискомфорта Социальный Я-образ (восприятие себя), формируется при сравнении себя с другими. Перцептивное представление о себе, адаптация перцепции и поведения Самоуважение (Маслоу) - аффективная, эмоциональная саморегуляция - волевая часть Личность Я-концепция (интеллектуальное, мыслительное представление о себе), понимание причин своего поведения Самооценка (Роджерс) - понимание, переживание своего реального Я; понимание ближайших возможностей своего развития. Уровни самосознания. Происхождение самосознания, как и его развитие гетерогенно. Разные системы отношений, включающие человека как природное существо, как объект и субъект общественных отношений и человеческих деятельностей, порождает разные аспекты его самосознания, выражающиеся в разнообразных и не сводимых друг к другу феноменах. Уровневое строение самосознания. На каждом уровне самосознание выступает как механизм обратной связи, необходимый для интеграции активности субъекта и его деятельности. Различно и содержание и функции на этих уровнях: Отражение субъекта в системе его органической активности. Отражение субъекта в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношений. Отражение субъекта в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей. При ведущей роли личностного уровня возможны тем не менее сложные взаимоотношения между процессами и их результатами, относимыми к разным уровням. Соответственно этим трем уровням можно различать и единицы самосознания: На уровне органического самосознания эта единица имеет сенсорно-перцептивную природу. На уровне индивидного самосознания - воспринимаемая оценка себя и соответственно самооценка, возрастная, половая и социальная идентичность. На уровне личностного самосознания эта единица - конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими, проясняющих для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующих об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе. Взаимосуществование уровней отвечает следующим принципам: А) каждый из уровней развития того или иного процесса или структуры является необходимым для последующего; Б) каждый из уровней развития имеет свою собственную природу, т.е. ............ |