Самовоспитание будущего учителя
1.“Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло; будь благодатной почвой для развития человеческих чувств; сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах. Только в этом случае знания на твоих уроках могут стать ступеньками нравственного становления для каждого твоего воспитанника”. / Ш.А. Амонашвили /
2. “Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь” / Л.Н. Толстой /
3. “Чем больше человек даёт людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше даёт другим и больше себе требует, тем он хуже”. / Л.Н. Толстой /
4. “ Есть русская интеллигенция. Вы думаете – нет? Есть.
Не масса индифферентная, а совесть страны и честь…” / А.Вознесенский /
5. “Кто двигается вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд” / Аристотель /
6. “Знания в руках безнравственного человека то же самое, что сабля в руках сумасшедшего” / Д.И.Менделеев /
7. “ Педагогика есть искусство делать человека нравственным”. / И.Ильин /
Появилось осознанное ощущение необходимости самовоспитания и самосовершенствования. Во всём этом мне помогает мой друг, спутница жизни и основной вдохновитель – жена Шутилова Александра Алексеевна.
во-первых, чтобы состояться как человеку,
во-вторых, чтобы состояться как учителю,
в-третьих, чтобы состояться как мужу и отцу,
в-четвёртых, чтобы состояться как специалисту,
в-пятых, чтобы состояться как другу.
Пункты даны от широкого к узкому, от более отдалённой перспективы к ближайшей.
Теоретическая проработка проблемы даст возможность шире и глубже взглянуть на неё и осознать её суть; подобрать ключи к составлению программы самовоспитания.
Первоначальный путь осмысления проблемы пролегает через изучение творчества Л.Н. Толстого, великого гуманиста – педагога, Учителя, воплотив- шего жизнью своей найденную Истину, а также работ Ш. А. Амонашвили, ру-ководителя Лаборатории Гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете, и Л.В. Шапошниковой, учёного и автора книг по философии, истории, искусству.
“ Самовоспитание будущего учителя”… Два ключевых слова в данной проблеме: учитель и самовоспитание. Начну с раскрытия понятия “ Учитель”.
Л.В. Шапошникова, академик РАЕН, Российской академии космонавтики, Российской экологической академии, писатель, индолог, искусствовед, автор книг по философии, истории, искусству, культуре Индии, генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, в одной из своих публичных лекций так говорит об учителе, учительстве и его роли: “С момента возникновения человека, с момента возникновения его сознания всё, что он в последствии достиг, он достиг только с помощью учителя и учителей. Без учителя нет человека и нет эволюции”.
Эта мысль развёртывается дальше таким образом: современный человек, человек нашего уровня, оказался в условиях Маугли.
“Маугли”- романтическая сказка Киплинга, где и ребёнок, и животные привлекательны. Но в реальной жизни всё не так. Науке известны около 100 фактов, когда ребёнок попадал к животным и выживал с их помощью. ............