Часть полного текста документа:Сбалансированная стратегия как основа стратегического управления Игорь Пашанин, ведущий консультант консалтинговой компании ITeam Характерный признак многих быстроразвивающихся компаний - отсутствие стратегии, сформулированной в явном виде. Стратегия существует только в голове собственника, в лучшем случае в головах небольшой группы топ-менеджеров. Причем далеко не всегда их видение совпадает. Между тем, компании необходима формализованная и действительно "работающая" стратегия. В данной статье представлен наш подход к ее созданию. Даже если в компании есть документ под названием "Стратегия", то, как правило, это всего лишь программное заявление собственников предприятия, не доведенное до конкретных сотрудников и не являющееся руководством к действию в ежедневной работе. Иначе говоря, стратегия "не работает". Очевидно, что без понимания целей развития и путей их достижения невозможно занять лидирующую позицию на рынке. Таким образом, управление развитием компании надо начинать с формализации ее стратегии. Формализованная стратегия компании обеспечивает следующие преимущества: Создается основа для согласия и взаимопонимания между акционерами, а также между акционерами и топ-менеджерами по вопросам развития компании; Определяются приоритеты для принятия инвестиционных решений; Сокращаются сроки принятия решений; Формируется основа для совершенствования бизнес-процессов; Создаются условия для делегирования полномочий и ответственности на средние и нижние уровни управления компанией; Создается основа для построения эффективной управленческой структуры; Обеспечивается основа для мотивации сотрудников; компания становится более привлекательной для работников, повышается ее конкурентоспособность на рынке труда; Повышается привлекательность компании для партнеров, усиливаются ее конкурентные позиции в отрасли; Компания становится привлекательной для инвесторов, конкурентоспособной на рынке капитала. Наличие "работающей" стратегии в компании дает большое конкурентное преимущество - возможность действовать целенаправленно. Управление стратегией, основанное на предложенной Д. Нортоном и Р. Капланом идее построения системы сбалансированных показателей (ССП), позволяет: донести стратегию до всех сотрудников компании; привязать мотивацию к целям компании; связать стратегический и оперативный уровни управления компании; сделать разработку стратегии не искусством, а понятной и регулярной работой менеджеров. Однако Нортон и Каплан не предложили строгой методологии описания и управления стратегией. По сути, они только собрали и обобщили лучшие практики. Используя их идеи и опираясь на свой опыт постановки процессов стратегического управления в российских компаниях, мы выработали некоторые подходы, которыми хотим поделиться с читателями. Прежде всего, нужно отметить, что разработка стратегии - итеративный процесс. Как правило, невозможно выработать оптимальную стратегию во всех деталях в определенный промежуток времени. ............ |