Часть полного текста документа:Сельвинский Илья Сельвинский Илья Львович (1899-) - советский поэт и драматург. Р. в Симферополе, в семье меховщика. В 1923 окончил МГУ (Правовое отделение). Много путешествовал по отдаленным окраинам СССР, в 1933 был в плавании на "Челюскине". Первая книга стихов "Рекорды" вышла в 1926. Широкую известность С. приобретает после выхода "Улялаевщины" (1927). Работая с большой интенсивностью, С. почти каждый год выступает в печати с новой книгой - "Пушторг" (1927), "Командарм 2" (1928), "Пао-Пао" (1931), "Умка - белый медведь" (1934). - В условиях развертывания пролетарской революции и под ее воздействием поэт прошел сложный путь. В ранних стихах С. (см. "Ранний Сельвинский") с их узко индивидуалистическим инастроениями, эстетством, подчеркнутым равнодушием к социально-политической жизни он выступает как эпигон буржуазной поэзии. Революция и гражданская война как бы прошли мимо этих стихов, утверждающих примат индивидуального и биологического над социальным. Однако развитие революции, в частности развертывание ее созидательной деятельности, интенсивность социальной жизни эпохи выводят С. из его уединения. Переоценивая ценности ("больно подумать, что вся моя жизнь была лишь каталогом сложных ошибок"), поэт обращается к осмыслению широких проблем действительности и не перестает упорно искать "свой политический угол". Таким "политическим углом" для С. явилась социальная философия и эстетика конструктивизма , крупнейшим поэтом и одним из теоретиков которого и становится С. Поэт объявляет борьбу анархическому индивидуализму, его буйной, разрушительной стихии, выдвигая в противовес ему конструктивные и рационалистические начала. Излюбленными идеями С. становятся идеи созидания плана организованности, но и в их абстрактном виде, оторванном от живой диалектики классовой борьбы. В этот период С. создает поэму "Улялаевщина" - одно из наиболее значительных эпических произведений современной поэзии. Ее тема - возникновение и гибель анархо-кулацкой партизанщины первых лет революции - разработана широко, выпукло и сильно. В сочно выписанной бытовой рамке показаны колоритные, эпически выразительные образы бандитов, - прежде всего, - сам "батъко, Улялаев Серьга". Гораздо бледнее даны образы коммунистов. Значительность произведения ослаблена положенной в основу его конструктивистской философией. Последовательно развивая принципы конструктивизма, С. пытался доказать в "Улялаевщине", что революция от первого, разрушительного периода переходит ко второму "мирному", "конструктивному", когда классовая борьба "затухает". В соответствии с этим замыслом руководителями строительства оказываются в конце поэмы конструктивисты с их лозунгами "организация, плановость, вещность", а коммунист Гай, с одной стороны, и воплощение стихийности - Улялаев, с другой, оказываются оттесненными на задний план. С еще большей остротой С. выразил идеи конструктивизма в романе в стихах "Пушторг". Развив до логического конца защиту конструктивистских идей, С. лишь обнажил их порочность и враждебность пролетарской революции. Такова самая исходящая мысль "Пушторга", взятая С. из общеконструктивистского арсенала, мысль о том, будто ведущая роль в стране должна принадлежать технической интеллигенции. Эту враждебную пролетарскому руководству мысль С. воплотил через противопоставление высокоодаренного преданного революции ("коммуноид") беспартийного специалиста Полуярова, с одной стороны, бездарности, жулику с партбилетом Кролю и обывателю Мэку, изображенному старым большевиком - с другой. ............ |