Часть полного текста документа:Семенко Михайль Ю. Иосипчук Семенко Михайль (1892-) - современный украинский поэт. Р. в семье народного учителя. Учился в Петроградском психоневрологическом ин-те. Имя С. связано с возникновением и историей украинского футуризма. С. был одним из активных руководителей украинских футуристических группировок (кверофутуристы, аспанфуты, Коммункульт и наконец "Нова генерация"). В ранних стихах (1910) С. находился под влиянием господствовавшей тогда модернистской поэзии. Под воздействием русского футуризма молодой С. порвал с традициями модернистской поэзии ("Поворот", конец 1913). Он объявил бунт против украинского декадентства, против узкого национализма в поэзии, отрыва ее от динамики капиталистического города. Но С. обходил кричащие противоречия окружавшей его социальной действительности. Даже такие события, как империалистическая война, как революция 1917 почти не нашли отражения в его творчестве. Семенко видел, что "мир этот веселый - широкая тюрьма", но он искал убежища от угнетавших его противоречий капиталистической действительности не в борьбе, а в "гордом" одиночестве; отсюда воспевание иллюзорной свободы мелкобуржуазного "я", тяга к бунтарскому индивидуализму. Но и этот бунт против господствовавшей буржуазии, против националистической поэзии, против мещанства облекался в формы "аполитизма", выражая тем самым бессилие протеста украинской городской мелкой буржуазии против беспощадной агрессии капитализма. Главное острие поэтики С. было направлено против традиционной поэтики украинского "просвітянства" и особенно против символизма. Классический стих он заменил свободным стихом, он ломал строфу, ввел в поэзию непривычный тогда в украинской литературе разговорный язык улицы, насытил последний прозаизмами, нарушил логичность фразы, прерывая ее неожиданно возникшими ассоциациями. Под влиянием русских футуристов С. вводил в украинскую поэтику заумь. Однако подобные выверты не нашли широкого применения в его поэтической практике, поэтика С. обогатила язык украинской дореволюционной поэзии, расширила ее рамки, освежила стилистические приемы и ритмические ходы. В 1919 поэт дал ряд революционных футуристических поэм ("Т. Сонце", "Степ", "Повстання" и др.). Впервые в его творчестве тема революции стала основной. Романтика революции, вспыхнувшей "мировым пожаром", в дыму которого начали выявляться очертания нового мира; радость освобожденного народа, заполняющего криками, песнями, манифестациями улицы города; яркие зарисовки классовой борьбы на селе ("Степ") - все это нашло свое выражение в этих поэмах. "Аполитизм" сменился энергичным призывом к борьбе за "красное знамя" против польско-петлюровских банд ("Наступ"). С. прельщал гл. обр. разгром старого мира. Он не ощущал в революции железной воли пролетариата, организующего и возглавляющего борьбу с контрреволюцией. Его интересовало не социальное содержание происходящих событий и не люди, а техника. Неизжитые мотивы богемного быта принимали у него иногда порнографический характер, сказывался и прежний индивидуализм, преувеличение значимости своего "я". Наиболее характерной чертой творчества С. восстановительного и особенно реконструктивного периода ("Сучасні вірші", 1931) явился полный отход поэта от богемно-эротических тем. ............ |