Задание 1
Молодая пара создала семью по любви. Через некоторое время родился сын. Жить бы да радоваться, однако вскоре по семейному счастью пошли трещинки. Дело в том, что молодая жена обладала резким и властным характером: хлебом не корми — дай покомандовать. А муж, хотя и был мягким, уступчивым, интеллигентным человеком и избегал любых скандалов и ссор, со временем от такого командирства (часто неоправданного и неумелого) начал уставать. Да и приятели подзуживали: как же, ты у бабы под каблуком, неужели не мужик? Выяснять отношения с женой муж не хотел: во-первых, не умел, а во-вторых, боялся очередного скандала с битьем посуды — супруга была острой на язык и скорой на расправу... Тогда он стал потихоньку отдаляться от своей семейной жизни: сначала задерживался на работе допоздна, потом начал «погуливать», но не затем, чтобы удовлетворить свою физиологию. Ему надо было другое — почувствовать себя одним из тех самых мужиков, о которых так много говорили его друзья. А потом — пообщаться с женщиной, которая не пилит, не ругает, не требует ничего, в том числе и жениться, но которая говорит с уважением, слушает со вниманием и видит в нем не половую тряпку, а мужчину. Но однажды супруга узнала о связи мужа с сослуживицей — одинокой молодой женщиной. Доказательства были налицо, и взбешенная супруга без лишних разговоров указала мужу на дверь: так требовал ее взрывной характер и воспитание — не прощать изменнику. Как можно помочь семье в этой ситуации, опишите стратегию работы в данном случае.
В данном случае следует провести работу с семейной парой с целью осознания конфликтной, непродуктивной формы взаимодействия супругов. В ходе работы с парой необходимо рассмотреть сложную жизненную ситуацию с разных точек зрения, помочь супругам обрести новый взгляд на более продуктивный способы взаимодействия.
Следует использовать конструктивный диалог.
На подготовительном этапе данной работы следует провести консультирование мужа и жены по одиночке для того, чтобы найти точки соприкосновения и переформулировать цели супругов. Психолог должен помочь установить данной паре доверительные отношения.
Вторым этапом будет ведение переговоров. Супруги в ролевых играх под руководством психолога в специально смоделированных ситуациях учатся обмениваться мнениями, чувствами, пожеланиями.
Третьим этапом данной работы будет принятие супругами компромиссного решения.
В данной ситуации, на мой взгляд, эффективны будут методики «Супружеский договор» для выработки навыков согласования и приспособления к конфликтной ситуации, «Супружеская конференция». Данные методики научат мужа высказывать свою точку зрения, жену – слышать мнение супруга, соотносить свои решения с его мнением.
В случае отказа жены от помощи психолога есть вероятность, что женщина не сможет в дальнейшем устроить свою семейную жизнь с другим партнером, т.к. ее поведение будет деструктивным по отношению к любому мужчине. Такое поведение матери будет скопировано ее ребенком и перенесено в будущую семью ребенка.
Задание 2
Родители развелись, имея десятилетнюю девочку. При разводе юридически ребенок был оставлен матери, а папа не возражал, ибо сразу женился на своей молоденькой подружке. Однако дочку не забывал, звал в гости, давал деньги, обувал-одевал, да и про духовное общение не забывал: то в театр ее поведет, то а кино, то просто поговорить с ней останется... ............