Часть полного текста документа:Сергей Cергеевич Прокофьев (11(23). IV. 1891, Сонцовка - 5. III. 1953, Москва) А. Волков Русский композитор, пианист, дирижёр. Народный артист РСФСР (1947). С 1902 занимался композицией у Р. М. Глиэра. С 1904 учился в Петербургской консерватории у Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), А. К. Лядова (композиция), Я. Витола (музыкально-теоретические дисциплины), А. Н. Есиповой (фортепиано), Н. Н. Черепнина (дирижирование); окончил её как композитор (1909) и пианист (1914). В годы учёбы в консерватории начал концертную деятельность. В 1918-33 жил за рубежом; с успехом гастролировал в Европе и Америке. В 1927, 1929 и 1932 предпринял концертные поездки в СССР. Музыка Прокофьева - крупнейшего композитора 20 в. - воплощает гармоничное и радостное ощущение жизни, проникнута духом деятельной энергии. Она разнообразна по содержанию, соединяющему в себе эпос и лирику, драматизм и юмор, характеристичность и психологизм. Прочно связанное с традициями прошлого, творчество Прокофьева раздвинуло границы музыкального искусства в области языка, содержания, средств выразительности, представляя собой передовое и новаторское явление современной эпохи. Оперное и балетное творчество Прокофьева, охватывающее широкий круг нетрадиционных сюжетов, новые принципы и приёмы музыкальной драматургии, принадлежит к числу реформаторских завоеваний музыкального театра (сотрудничал с С. П. Дягилевым, В. Э. Мейерхольдом, А. Я. Таировым). Уже в операх 1910-1920-х гг. ("Игрок", "Любовь к трём апельсинам", "Огненный ангел") проявились особенности творческого метода Прокофьева - напряжённость и непрерывность музыкально-драматургического развития, лиризм в сочетании с острой характерностью, гибкость и точность вокальной декламации. От "Игрока" и "Огненного ангела", развивавших традиции русской речитативной оперы (А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский), тянутся нити к опере "Семён Котко" - народно-бытовой драме о событиях Гражданской войны и военной интервенции 1918-20 на Украине, в которой декламационность обогащается национальной народной песенностью. Опыт работы над национальной историко-героической тематикой в жанре киномузыки (кинофильм "Александр Невский", "Иван Грозный", в содружестве с режиссёром С. М. Эйзенштейном) оказал большое влияние на стиль композитора (проникновение в музыку приёмов кинодраматургии) и подготовил патриотическую оперу-эпопею "Война и мир". Характерные черты народной музыкальной драмы, включающей развёрнутые народные и батальные сцены с большой ролью хора, слиты в ней с традициями лирической оперы - психологизмом выразительных речитативных сцен, развитых арий и ансамблей. В ней, а также в последней опере - "Повесть о Настоящем человеке" (где использованы подлинные народные мелодии) наиболее ярко воплотилась связь стиля Прокофьева с русским музыкальным фольклором, свойственная большинству его сочинений. Опера "Обручение в монастыре" завершила поиски Прокофьева в области современной комической оперы. Сюжетное и жанровое многообразие отличает балеты Прокофьева 20-х - нач. 30-х гг. ("Сказка про шута, семерых шутов перешутившего", "Стальной скок", "Блудный сын", "На Днепре"). Балеты Прокофьева 2-й пол. 30-х - нач. 50-х гг. ("Ромео и Джульетта", "Золушка", "Сказ о каменном цветке") принесли советскому балетному театру мировую славу. Богатство шекспировских образов "Ромео и Джульетты", глубина трагического конфликта обусловили широту симфонического развития в балете, новаторскую трактовку хореографии и музыки, выпуклость музыкальных характеристик. ............ |