Часть полного текста документа:Шефнер Вадим Сергеевич Шефнер Вадим Сергеевич, /30.12.1914 (12.01.1915), Петроград/ - поэт, прозаик, мемуарист. Из дворянской семьи. Шефнеры и Линдстремы (предки, соответственно, по отцовской и материнской линиям) переселились в Россию из Прибалтики и Швеции в конце XVII в. Они беззаветно служили Российской империи. В роду Ш. - кораблестроители и лейб-медики, адмиралы и офицеры флота. Дед поэта - один из основателей Владивостока. Отец - пехотный офицер, после революции перешедший на сторону ее защитников. Ш. провел свое детство с метерью в Петрограде, затем жил в детдоме. В юности обучался в ФЗО и на рабфаке при Ленинградском университете, работал инструктором физкультуры, формовщиком литейного цеха, чертежником-архивариусом, библиотекарем. Первая публикация Ш. состоялась в 1933 в ж."Резец", следующая - в 1936 в газ. "Смена". Ш. стал членом литературного объединения при "Смене", позднее - при Союзе писателей. В 1940 вышел первый сборник его стихов "Светлый берег". В том же году в ж."Ленинград" опубликован первый рассказ "День чужой смерти". В годы Великой Отечественной войны Ш. участвовал в обороне Ленинграда, публиковал в армейской газ. сатирические и публицистические заметки и стихи. В 1943 в блокадном городе выпущен второй сборник стихов Ш. "Защита". Большая часть стихотворений, написанных во время войны, и поэма "Встреча в пригороде" (1944) посвящены защитникам и жителям Ленинграда периода блокады. Мотив неизбежности грядущей войны звучал в стихах Ш. с 1938, начиная с 1942 стихи пронизаны ощущением безусловной Победы. Изначально опорой творчества Ш. были традиции русской философской лирики, к ним поэт продолжал обращаться и в годы войны. Для стихотворений этого периода характерны развернутые символы ("Зеркало", 1942), метафоричность ("Я мохом серым нарасту на камень...", 1944), медитативно-элегический тон ("Шиповник", 1943). Иерархию этических и эстетических ценностей поэта определяет его представление о Гармонии как об идеальном свойстве вещей и явлений. В произведениях Ш. гармонично сосуществуют Человек и Космос, одушевленная Природа и технократическая Цивилизация; в его поэтическом мире равноправны столицы и провинции, мегаполис и хутор, сельский проселок и галактические пути. По сути новаторским является отказ Ш. от культурного стереотипа, который обязывал многих литераторов превозносить прошлое, настоящее или будущее за счет его противопоставления другому времени. Поэзия Ш. доверительна и между тем дидактична. Ясно видны нравственные ориентиры автора: "Тот, кто жил для вещей, - все теряет с последним дыханьем,/ Тот, кто жил для людей, - после смерти живет средь живых" ("Вещи", 1957). Стремление к истинности и строгой историчности обусловило отказ поэта от штампов массового сознания (цикл "Василию Тредиаковскому посвящается", 1966; "Тыловая баллада", 1973; "Сальери", 1976; "Поздняя рецензия", 1985). Послевоенными сборниками "Пригород" (1946), "Московское шоссе" (1951), "Взморье" (1955) был завершен первый этап творчества Ш. Сборники "Нежданный день" (1958), "Знаки земли" (1961), "Стихотворения" (1965), "Своды" (1967), "Запас высоты" (1970) пробудили широкий читательский интерес к творчеству поэта. Углубляется философская тематика, предметом поэтического осмысления становятся глобальные проблемы человечества, усиливается интерес к индустриальной современности, этически осмысливается прогнозируемое будущее, отчетливее звучат мотивы вечности и исторической памяти. ............ |