Часть полного текста документа: 1. Определение психологии как науки, предмет и задачи психологии. Психология - научное исследование умственной деятельности и поведения, а также научное применение приобретённых знаний. Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология - наука о душе, о внутреннем мире человека, о психике. Задачи псих-ии: 1) научиться понимать сущность психич. явлений и их закономерностей; 2) научиться управлять психич. явлениями; 3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деят-ти; 4) быть теоретической основой практики психологич. службы. Предмет психологии: человек, его внутренний мир и поведение; душевные, психич. явления, сознание. 2. Основные этапы развития психологии. "Психо"- душа. Психология начала свой путь с определения её как наука о душе, более 2 тыс. лет назад с труда Аристотеля трактат "О душе". В научном употреблении термин "психология" появился впервые в 16 веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Таким образом, психология в 16-18 вв. была наукой о сознании. Позднее, в 17-19 вв. сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека. В 1879г. в Лейпцигском университете создана первая экспериментальная психологическая лаборатория (Вильгельм Вундт). В 1885 г. - лаборатория Бехтерева. Так наука о сознании стала наукой о поведении. В 20 в. Психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. Психология - наука об объективных закономерностях проявления и механизмов психики. 3. Методы психологии. Методы психологии должны обладать валидностью и надёжность. Валидность - соответствие конкретного исследования принятым стандартам. Надёжность - это кач-во метода, позволяющее получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода. Существует несколько классификаций психологич. методов. Классификация по Б.Г.Анальеву: 1 гр. - организационные методы (сравнительный метод, лонгитюдный метод [многократное обследование одного и того же человека на протяжении длительного времени], комплексный метод). 2 гр. - эмпирич. методы (наблюдение [внутреннее, внешнее, включённое, свободное], эксперимент [естественный, лабораторный], опрос, анкетирование, тест, беседа, анализ продуктов деятельности). 3 гр. - методы обработки данных ( включает в себя количественный и качественный анализ). 4 гр. - интерпретационные методы (генетический и структурный анализ). 4. Психика: основные определения и структура. (1) Психика - продукт развития живой материи, субъективный образ объективного мира. Формируется в процессе жизнедеятельности. (2) Психика - совокупность психических явлений. Психические явления Психич. процессы Св-ва личности Психич. сост-я (познават., (темперамент, (состояния эмоцион., характер, сознания, волевые). мотивы, эмоциональн., потребности, волевые). направленность). Психич. процессы - пр-сы, происходящие в голове человека, отражающиеся в динамически изменчивых психических явлениях. ............ |