Часть полного текста документа:Синергетическая парадигма современной экономической теории С.А. Ерохин Прошедший ХХ век оставил в наследство человечеству множество нерешенных проблем. Сегодня на планете каждый шестой человек голодает, каждый пятый не получает должного медицинского обслуживания, каждый четвертый не имеет достаточного образования, каждый третий пребывает в опасных экологических и техногенных условиях, каждый второй крайне пассивен к происходящим вокруг него трансформационным процессам, особенно политическим. Экономическую сторону всех этих проблем призвана решать экономическая наука. Но парадокс заключается в том, что она сама пребывает в глубоком кризисе. Имеющийся у нее методологический арсенал не позволяет в полном объеме проникать в сущность крайне сложных и динамичных общественных процессов. Еще вчера казалось, что диалектический материализм с помощью своего категориального аппарата гарантирует решение любых гносеологических проблем. Но сегодня и он не может ответить на вопрос: почему еще во второй половине прошлого века социализм сотрясал капитализм своими "историческими преимуществами", а в последней четверти - уступил ему дорогу. Человечество живет в едином, взаимосвязанном и хрупком мире, судьба которого, как никогда раньше, зависит от того, насколько разумно к нему отношение. Сегодня антропогенная нагрузка на окружающую среду достигла столь чудовищной величины, что дальнейшее ее увеличение грозит катастрофическими последствиями не только непосредственным виновникам, но и всему человечеству. Безвозвратно миновала пора бездумного отношения к природе как к неисчерпаемому источнику материальных и энергетических ресурсов. Острое понимание необходимости выработать новое, ответственное сознание и катализировать его в умах как тех, кто облечен властью принимать решения, влияющих на судьбы миллионов людей, так и тех, кто занят своими повседневными проблемами и не помышляет о судьбах мира, подталкивает науку к творческому поиску радикальных теоретико-познавательных подходов. Кризис экономической теории обнаруживает себя в том, что теория не сумела найти эффективные решения насущных проблем экономической политики. Недостатка в разнообразии точек зрений и подходов по тем или иным проблемам нет. Но нет и существенных прорывов в онтологии и гносеологии общественного развития. Современная цивилизация, со всеми своими, казалось, беспредельными возможностями, породила множество проблем, требующих безотлагательных решений. Выживание и развитие человечества во все большей степени зависят от его способности к глубокой и системной реформации, которая влечет за собой кардинальное изменение социальных, экономических, культурных координат развития. Взаимосвязанный, взаимозависимый характер современного мира выступает сегодня как противоречие между объективной необходимостью и субъективной неготовностью различных государств, народов и регионов сотрудничать друг с другом в силу имеющихся цивилизационных, этнических и идеологических барьеров. Констатация переходного характера нашей эпохи не снимает вопроса об определении ее основного вектора - от чего к чему совершается переход. Существует множество концепций, объясняющих смысл переходной эпохи: от индустриального общества к постиндустриальному (информационному), от тоталитаризма к демократии, от биполярного мира к полицентричному, от технической цивилизации к посттехнической. ............ |