ОАОУ « Новгородский институт развития образования»
Кафедра общей и педагогической акмеологии
Выпускная работа.
Критериальный анализ творческой педагогической деятельности
Тема: «Система игр по развитию речи детей младшего возраста»
Выполнила:
Задойнова.Т.Б.,
воспитатель МАДОУ №25
Проверила:
Александрова. М. В.
Боровичи 2010
Система игр по развитию речи детей младшего возраста
Координальные реформы в нашем обществе повлияли на систему образования – изменилась её основополагающая цель, содержание и технологии. Изменения содержательной стороны дошкольного образования выражены в отказе от учебно – дисциплинарной модели воспитания и обращении к принципам гуманистической педагогики, личностно – ориентированному стилю общения с детьми.
Перечень программ, прошедших экспертизу в учреждениях федерального уровня или рекомендованных Министерством образования и науки РФ, год от года дополняется.
Реалии дошкольного образовательного процесса определяются многообразием вариативных программ («Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой; «Детство» В.И.Логинова; «Развитие» О.М. Дьяченко; «Истоки» А.Г. Арушанова; и другие) каждая из которых имеет приоритетные аспекты в речевом развитии детей.
Все эти программы воспитания в детском саду предусматривают развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Словарный запас языка - это все слова, имеющиеся в нём. Грамматический строй определяет правило соединения слов в предложения. Любое слово, фраза находят своё выражение лишь с помощью тех или иных звуков. Словарь и грамматический строй совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребёнка в основном к 3 -5годам. Для нормального становления речи необходимо получение ребёнком новых ярких впечатлений, создание обстановки, способствующей развитию движений и речи.
Изучив подходы к развитию речи дошкольников в данных программах, я пришла к выводу, что необходимо разработать новые подходы с учётом того, что ведущим видом деятельности ребёнка дошкольника является игра.
Наше ДОУ работает по программе Т.Н. Дороновой «Радуга», которая предполагает:
· Интенсивное обогащение речи ребёнка путём восприятия речи другого ребёнка и рассказам взрослого.
· Развитие диалогической речи.
Кроме того, парциально использую программу Е.М. Струниной., О.С.Ушаковой «Тропинки» (развитие речи), которая предполагает линейный подход в осуществлении каждой речевой задачи.
По результатам диагностики у детей моей группы возникли такие проблемы как:
1. Недостаточная активность словаря.
2. Недостаточная сформированность культуры речи.
3. Трудности с грамматическим оформлением речи.
Было выявлено три подгруппы детей:
· Дети с недостаточным развитием активного словаря 14 человек.
· Дети с нарушениями грамматического строя речи 12 человек.
· Дети с недостаточным развитием звуковой культуры речи 4 человека.
Исходя из полученных данных, возникла необходимость создания системы игр, направленных на развитие речи, что помогло бы повысить уровень развития речи детей
Как показали исследования Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Е.И.Игнатьева, С.Л. ............