Часть полного текста документа:Система национальных счетов. Для расчетов макроэкономических показателей в рыночной экономике используется специальная форма статистических расчетов - система национальных счетов. Система национальных счетов - это адекватный рыночной экономике национальный учет, завершаемый на макроуровне системой взаимоувязанных статистических показателей, построенный в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве. В системе национальных счетов учитываются следующие сферы экономической деятельности: отрасли материального производства (в том числе и государственного сектора), государственное управление, некоммерческие предприятия обслуживания населения и домашние хозяйства [9, c.7]. При этом учетчиками национальных счетов различаются такие понятия как экономическая операция, и экономический агент. Здесь экономический агент - это любой хозяйствующий субъект рыночной экономики, включая домашние хозяйства и некоммерческие организации. Экономическая операция в таком случае есть перемещение денежных средств или иных благ от одного экономического субъекта к другому. При учете, разумеется, используется денежное выражение рыночной стоимости перемещенных благ, для обеспечения базы сравнения. Сам учет проводится в виде двойной записи по типу принятой в бухгалтерском учете. Это обозначает, что каждая операция имеет плательщика и получателя, и поэтому записана один раз как ресурсы и один раз - как использование. Таким образом, все операции характеризуются в реальном и финансовом аспектах. В общем, упрощенно, можно представить расчет национальных счетов как бухгалтерию гигантского предприятия, которым является экономика страны, а цехами в нем будут тогда являться определенные секторы экономики. В СНС используются две классификации. Первая классификации, используемая в счетах производства, потребления и капиталообразования, является функциональной, и выглядит следующим образом [9, c.12]: а) Отрасли производства товаров и услуг; б) Органы общего государственного управления; в) Частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; г) Домашние хозяйства. Вторая классификация - институционная - используется в счетах расходов и доходов и в счетах финансирования капитальных затрат: а) нефинансовые предприятия; б) финансовые учреждения; в) органы общего государственного управления: г)частные некоммерческие предприятия, обслуживающие домашние хозяйства; д) домашние хозяйства, включая мелкие предприятия. Вторая классификация в отличие от первой не рассматривает функциональные группы в экономике, а рассматривает предприятия как юридические лица. В ней разделены финансовые и нефинансовые предприятия в графе "отрасли производства товаров и услуг": производственная деятельность домашних хозяйств и мелких производственных предприятий отражается в графе "домашние хозяйства"; и государственные производственные предприятия в ней относятся к графе "общие государственные органы управления", а не к графе "отрасли производства товаров и услуг". При расчете показателей СНС накладываются определенные ограничения, связанные с исключением избыточности учета [10, c.217]: а) общий итог ресурсов должен быть равен общему итогу использования как по отдельным операциям, так и по отдельным счетам; б) счета не должны отражать операций внутри одного и того же экономического агента. ............ |