Бакинский Государственный Университет
РЕФЕРАТ
магистра I курса факультета журналистики
Мамедовой Н.
на тему: СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
Баку 2007
План
1. Общий обзор системы образования в Азербайджане до восстановления независимости
2. Закон Азербайджанской Республики «Об образовании»
3. Общая структура системы образования Азербайджанской Республики
4. Проблемы и перспективы развития системы образования Азербайджанской Республики
5. Реформы в области образования
Библиография
1. Общий обзор системы образования в Азербайджане до восстановления независимости
Образованные и знающие люди на востоке всегда ценились. К таким людям почтительно обращались как «мирза». Эта тенденция была продолжена на мусульманском востоке. "Учитесь от колыбели до могилы, " - имел обыкновение говорить пророк Мухаммед. Всесторонне образованные люди были среди наиболее уважаемых советников правителей. Примером этого может служить Низам-уль-Мюльк - везир правителя Сельджукского государства Алп-Арслана, а позднее Меликшаха - автор трактата "Книга о Правлении". Или везир Карабахского хана Ибрагима, знаменитый поэт Мирза Панах Вагиф. Народ тщательно сохранял их труды для следующих поколений: переписывание каллиграфическим почерком рукописей Низами, Хагани, Туси, Бируни, Ибн-Сины и других стал миссией всей жизни для многих.
Общеобразовательные школы
Вообще, сведения о первых школах Азербайджана относятся к X в. В них обучались дети знати и духовенства. После араб, завоевания (VII в.) в целях распространения ислама при мечетях открывались мектебы. С XI в. в мектебах было введено преподавание персидского языка. В X-XI вв. при не-которых крупных мечетях (Тебриз, Нахичевань, Барда, Гянджа, Шемаха) возникли медресе. Эти учебные заведения сыграли существенную роль в распространении грамотности; в них получили образование известные поэты и мыслители: Абу-ль-Ала Гянджеви, Мехсети Гянджеви, Хагани Ширвани, Низами Гянджеви, Насирэддин Туси, Насими, Физули, Вагиф и др. В XIV в. в Тебризе был открыт "Дом исцеления" - городок с учебными и лечебными учреждениями. Мектебы и медресе в дальнейшем открывались отдельно от мечетей. В 1647 в Тебризе было 47 медресе и 600 мектебов, в Шемахе - 7 медресе и 47 мектебов.
В начале XIX в. в Северном Азербайджане, вошедшем в состав Российской империи, были открыты начальные школы на русском языке. Первое уездное училищеще было организовано в Шуше в 1830, затем в Шеки (1831), Баку (1832), Гяндже (1833), Шемахе и Нахичевани (1837), Кубе и Ордубаде (1856), Закаталы (1862). До 1870-х гг. число этих школ росло крайне медленно, численность азербайджанцев в них была незначительна. Под давлением мусульманского духовенства многие отказывались обучать своих детей в русских школах, определяя их в мектебы, число которых в 80-е гг. XIX в. доходило до 500 (ок. 7 тыс. учащихсяся). Учебные заведения Азербайджана (кроме мусульманских) в 1848-1860-х гг. и 1864-1917-х гг. подчинялись Кавказкому уч. округу. В 1865 году в Баку была открыта реальная прогимназия (с 1874 года реальное училище) и женская гимназия. В 1887 году в Азербайджане появилось русско-татарское начальное училище (азербайджанцев, как и др. мусульман, часто называли татарами). В конце XIX-начале XX вв. в Азербайджане было открыто более 240 русско-азербайджанских школ. ............