Часть полного текста документа:Соборность иконообраза Лепахин В. В. Иконообраз обладает такой важной характеристикой как соборность. Это проявляется а) как внутреннее органичное двуединство самого иконообраза, б) как способность органично объединяться в одно соборное целое с другими иконообразами, в) как способность к восхождению и единению с первообразами, а через них - с Первообразом. Такая особенность иконообраза объясняется его укорененностью в Первообразе, в Боге, ибо в Нем нет много-образ-ия. Прп. Максим Исповедник пишет: "Во множестве - инаковость, несходство и различие; в Боге же, подлинно Едином и Единственном, - только одно тождество, простота и сходство". В последней главе своего труда "О Божественных Именах" св. Дионисий Ареопагит так объясняет именование Бога Единым: "Единым же Он зовется потому, что единственно Он есть - по превосходству единственного единства - всё и является, не выходя за пределы Единого, Причиной всего. Ибо нет в сущем ничего непричастного Единому". Бог есть высшее Единство, но вместе с тем Он выше всякого единства, он предшествует единству и единице, поэтому св. Дионисий, прп. Максим, свт. Григорий Палама именуют Его так: Запредельное Единство, Сверх-Единство, Единое Сверхсущее, Единица безначальная, сверхсущностная, неделимая и нераздельная.(1) Вторая Ипостась Пресвятой Троицы - Образ Отца, но вместе с тем - образ человека. Каждый человек сотворен по образу Божию, все множество людей несет этот образ в себе, но сила, слава и сияние Первообраза, Его внутреннее единство и единство троическое не уменьшаются. Св. Дионисий Ареопагит пишет: "...Оттого, что - благодаря происходящему от Него (Единого, превышающего единое) обожению и восприятию, по мере сил каждого, Божия образа - появляется множество богов (по благодати, а не по естеству), представляется и говорят, что имеет место разделение и многократное умножение единого Бога, но Он от этого ничуть не менее Начало-Бог и Сверх-Бог, сверхсущественно единый Бог, неделимый среди делимого, единый Сам с Собой, со множеством не смешивающийся и неумножимый". Образ Божий в человеке, будучи отобразом Первообраза, помнит о своем небесном родстве, стремится к восхождению и воссоединению с Первообразом, наиболее ярким и важным свидетельством чего является литургическая жизнь с ее ядром - Евхаристией, где человек принимает в себя не образ Богочеловека (как в молитве, например), а Само Тело и Саму Кровь Его. Вся жизнь человека и кончина его есть восхождение разными способами к Первообразу, поэтому авва Дорофей призывает: "Очистим в себе образ (Божий), ибо Бог требует его от нас таким, каким даровал его, - не имеющим ни пятна, ни порока, ни чего-либо такового". Так будет и при Втором Пришествии: "христовы" вернут, "предадут" свой образ Христу, Первообраз же "покорится" Отцу, "да будет Бог всяческая во всех" (1Кор.15:23-28). Итак, соборность иконообраза понимается прежде всего в вертикальном плане. Она проявляется через заложенное Богом в образ стремление к единению с Первообразом, стремление ко всеединству в Первообразе; она выражается также в способности иконообраза реально являть первообразы, соединять с ними человека. Соборность иконообраза в горизонтальном плане вдохновила разрабатывавшуюся религиозно-философской и богословской мыслью рубежа веков концепцию "синтеза искусств". ............ |