Часть полного текста документа:Соловецкие юнги. Часть 1. Владимир Константинович Зуев. 1глава. Обстановка на фронтах Великой Отечественной войны в 43 - м оставалась напряженной. Немецко - фашистские захватчики продолжали топтать нашу землю, кровопролитные бои за ее каждый клочок не ослабевали. Владимир Константинович, печатник Добрянской типографии, хотел добровольно идти на фронт. Писал в районный комитет комсомола и райвоенкомат. Отказывали. Ему тогда шел только семнадцатый год, но в связи с тяжелой обстановкой на фронте народной комиссариат Военно - Морского флота в мае 1942 года издал приказ о создании школы юнг ВМФ. По здоровью подошел. Но опять вышла заминка. Не было совершеннолетия и разрешения родителей. Материнское сердце чувствовало, что сына не удержать. Дороги Марии Михайловне были и интересы Родины. - Благословляю, - попросту сказала она, - иди на битву с проклятым врагом. И тут вручила Володе тетрадный лист, окропленный непрошеными слезами, со своим письменным согласием. И вот с этого момента начались фронтовые дороги Владимира Константиновича Зуева. ... Пермь - 2, архангельская пристань Соломбово. Пароход "Заря" взял курс по Белому морю на Соловецкие острова, что у самого Полярного круга. Володе Зуеву пришлось легче. Он попал по второму набору. Именно тяжелые испытания достались на долю самых первых юнг. В условиях крайнего Севера они на первых парах жили в палатках, ручными пилами и топорами валили лес, корчевали пни, кирками долбили землю и лопатами выкапывали ее, чтобы соорудить землянки, учебные корпуса, столовую, клуб. И в то же время каждый старался овладеть морской специальностью. -Но трудности не обошли и нас -, вспоминал Владимир Константинович, - В условиях бомбежки приходилось улучшать жилище и бытовые помещения. Нередко и без того короткий сон прерывала тревога, а с раннего утра начиналась снова боевая учеба. Владимир Константинович вместе со сверстниками хотел скорее на фронт. И уже через один год, досрочно, получил морскую специальность рулевого сигнальщика. 2 глава. Судьба бросала Володю с Белого моря на Азовское, а затем на Черное море. Катер, на котором он служил, был предназначен для уничтожения мин, которыми "начинили" фашисты морские просторы. Рулевому - сигнальщику в составе второй Керченской бригады траления довелось очищать фарватеры у Севастополя, избороздить на тральщике Азовское море и Керченский пролив. Он, как и другие его товарищи, вылавливал смерть из воды. Маленькие, но сплоченные экипажи тральщиков, почти в каждом, из которых были юнги, мастерски выполняли своё малозаметное, но важное дело - пробивали фарватеры в минных полях. Володя быстро познакомился с экипажем, хорошо усвоил устройство катера, оборудование боевого поста, рулевое хозяйство, изучил компас, научился различать вехи и буи, вести катер по компасу. Во время боевых походов он был особенно старателен, серьезен и подчеркнуто официален. Громко повторял команды, выполнял их с похвальным усердием. А в глазах - гордость: "Войны и мы юнги - настоящие моряки! Вот и мы воюем, а не только носим красивую форму!" Навсегда моряку запомнились первые взрывы мин в тралах, поднимающие вверх огромные фонтаны воды, камни и грязь, летящие в небо. ............ |