Часть полного текста документа:Состояние народного образования и школы в капиталистических странах в середине ХХ века Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева Характерные черты буржуазных систем народного образования. Системы народного образования развитых капиталистических стран создавались в XIX-XX веках соответственно с историческими, экономическими, социально-политическими и культурными условиями и особенностями каждой отдельной страны. Однако существуют общие тенденции и характерные черты, присущие системам народного образования капиталистических стран. Общими чертами систем народного образования развитых капиталистических стран являются классовый характер школы, расовая, национальная и религиозная дискриминация, наличие привилегированных частных школ. Широко распространены мнения об интеллектуальной неполноценности детей трудящихся, насаждаемые так называемой теорией "умственной одаренности", направленной на лишение детей трудящихся полноценного образования. Господствующие силы - руководители государства и монополий, представители военно-промышленного комплекса - стремятся воспитывать подрастающее поколение в духе антикоммунизма и приспособления к существующим капиталистическим отношениям, настойчиво прививают учащимся ненависть к СССР и социалистическим странам. Классовый характер буржуазной школы зачастую проявляется в завуалированной форме. Образование формально доступно всем слоям населения; действуют законы о всеобщем бесплатном обучении, но фактически они не выполняются. По этому поводу В. И. Ленин говорил в конце XIX века, что буржуазная школа не знает сословий, она имеет дело с гражданами. В отличие от феодальных времен, когда школа носила сословный характер и для каждого сословия создавались особые школы, при капитализме формально провозглашается единая школа, якобы доступная всем слоям населения, но фактически существует неравенство в области образования. Буржуазная школа по сравнению с феодальной сделала шаг вперед в распространении образования, но не сделала его общедоступным. Далеко не все дети трудящихся попадают в средние школы и только редкие из них учатся дальше. Даже в тех странах, где провозглашено бесплатное среднее образование, дети трудящихся не могут воспользоваться этим правом: не имеют материальных средств на оплату стоимости учебников, спортивных занятий, лабораторных работ и на содержание себя во время учения. Буржуазным системам народного образования присущ двойственный характер. Хотя официально рекламируется доступность и равенство образования для всех, фактически существуют две различные системы: одна для элиты, другая для материально необеспеченных людей. Переход детей из одной системы в другую фактически невозможен. Дети трудящихся учатся обычно в обязательной школе и тесно связанных с ней низших профессиональных учебных заведениях. Для них создаются школы-тупики, которые не дают достаточных общеобразовательных знаний, необходимых для продолжения образования в средних школах, а готовят к деятельности в сфере физического труда. Дети предпринимателей и коммерсантов, высших чиновников и привилегированной части интеллигенции учатся в средних школах, затем поступают в высшие учебные заведения. ............ |