Часть полного текста документа:Социальная адаптация детей с синдромом Дауна. Соколова М.В., Халзанова Т.В. В мировой практике социально - правовой защиты детства выделяются несколько категорий детей, находящихся в особо трудных условиях и являющихся наименее защищённой частью общества. Среди них в особую группу выделяются дети с отклонениями в развитии умственной деятельности, речи, сенсорной, двигательной, эмоционально - волевой сфер, которые неизбежно ограничивают индивидуальные возможности жизнедеятельности, качество жизни. Эта категория детей обозначается общепринятыми терминами, употребляемыми в международных юридических текстах: disabled (англ.), hendicapl (франц.), personas con discapacidad (исп.), инвалиды (рус.). Рабочая группа комиссии по правам человека ООН, занимающаяся разработкой комплекса принципов и гарантий для защиты людей этой категории, пришла к единому выводу о необходимости использования этого термина, поскольку он более глубоко и научно определяет способности человека, отличные от нормальных и не привносит уничижительного смысла в это слово. [4. С.35]. Аномальные дети по определению учёных дефектологов, в частности Астапова В. М., - это дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития. Лежащие в основе этих отклонений аномалии или дефекты (от латинского "defectus" - недостатки), могут быть врождёнными или приобретёнными. Аномальный характер психофизического развития ведёт к значительному своеобразию в формировании личности ребёнка [1.С. 7.]. Астапов В. М. выделяет следующие категории аномальных детей: - с выраженными и стойкими нарушениями слуховой функции (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); - с глубокими нарушениями зрения (слепые, слабовидящие) - с нарушениями интеллектуального развития на основе органического повреждения центральной нервной системы (умственно отсталые); - с комплексными нарушениями психо - физического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые); - с нарушениями опорно-двигательного аппарата; - с выраженными психопатическими формами поведения.[1. С.8.]. Подчиняясь, в целом, общим закономерностям психического развития ребёнка, развитие аномального ребенка имеет и ряд собственных закономерностей, в определении которых важную роль сыграли исследования отечественных дефектологов, особенно Л. С. Выготского. Им была выдвинута идея о сложной структуре аномального развития ребёнка, согласно которой наличие деффекта какого-то одного анализатора или интеллектуального дефекта не вызывает выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений, в результате чего возникает целостная картина своеобразного атипичного развития [1. С. 8.]. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития. Ещё одной важной закономерностью аномального развития является соотношение первичного и вторичного дефектов. "Чем дальше отстоит симптом от первичного, тем он более поддаётся коррекционному воздействию", - пишет Л. С. Выгодский [5. ............ |