Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной диагностики, профилактики и адаптации.............................................................................................................5
1.1. Понятие социальной диагностики, профилактики и адаптации..............5
1.2. Принципы социальной профилактики и ее методы................................10
1.3. Этапы профилактики в социальной работе и методы профилактики....12
1.4. Социальная адаптация – сложный механизм социализации личности..15
Глава 2. Состояние профилактики алкогольной зависимости среди молодежи и подростков г. Ульяновска...............................................................................18
2.1. Потребление алкоголя подростками г. Ульяновска.................................18 2.2. Потребность молодых людей в профилактике алкогольной зависимости.........................................................................................................24 2.3. Занятость подростков в свободное время как фактор профилактики алкогольной зависимости...................................................................................29 2.4. Степень оценки остроты алкогольных проблем молодежи и подростков г. Ульяновска.......................................................................................................32
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Масштабы и темпы распространения алкоголизма в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье подростков. Это в ближайшей перспективе может привести к социальной нестабильности российского общества. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, потребление алкоголя составляет свыше 8 литров на душу населения в год и ведет к изменению генофонда нации, так как детей с психическими и физическими отклонениями от нормы при таком положении рождается больше, чем здоровых.
Особенно тревожным фактором является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростков. Распространение алкоголизма в молодежной среде является одной из самых тревожных %и опасных социальных проблем нашего времени. По статистическим данным, до 80 взрослых, больных алкоголизмом, начали злоупотреблять алкоголем именно в подростковом возрасте. Эта возрастная категория детей и составляет группу риска. Алкоголизм у детей развивается намного быстрее, чем у взрослых, и по своим последствиям он гораздо тяжелее.
Неконтролируемый рост употребления алкогольных напитков, обусловленный, прежде всего, отсутствием системы пропагандистской деятельности со стороны государства против употребления спиртных напитков, выдвигает на первый план проблему профилактики алкоголизма среди детей. Решить проблему алкоголизации подростков только с помощью запретительных, медицинских и юридических ограничений невозможно. Основные усилия должны быть сосредоточены на формировании «внутренних» ограничителей, то есть на воспитании личностной устойчивости к алкогольному соблазну. Это обуславливает необходимость применения социально-педагогических подходов в профилактике алкоголизма, и, тем самым, подчеркивает актуальность данной темы исследования.
В настоящее время специалисты по разработке программ профилактики злоупотребления спиртными напитками учитывают, что программа должна отвечать определенным требованиям, а именно, она всегда должна осуществляться в форме постановки и решения конкретных, последовательных экономических, финансовых, медицинских, образовательных, психологических и иных целостных взаимосвязанных задач, а не только в виде изолированных идеологического характера действий (отдельных лекций, семинаров, тренингов, конкурсов, акций, опросов и т.п.). ............