Введение
Коренные социально-экономические преобразования в России конца 80-х - начала 90-х годов XX века привели к формированию новой социальной группы - предпринимателей. За прошедшие почти два десятилетия предпринимательство в нашей стране «встало на ноги» и начало играть заметную роль в общественном развитии. С появлением нового социального слоя перед психологической наукой встала задача изучения психологических особенностей личности и деятельности предпринимателей, что привело в итоге к возникновению новой отрасли в отечественной психологии - психологии предпринимательства.
Актуальность исследования заключается в том, что предпринимательство - сложнейший социально-экономический феномен, являющийся объектом пристального внимания различных научных дисциплин - экономики, социологии, психологии и философии. Предпринимательство многомерно и многогранно. С экономической точки зрения это создание собственного дела и осуществление функций, связанных с его развитием и достижением высоких экономических результатов.
Междисциплинарный характер значительного числа исследований предпринимательства, выполненных на стыке экономики и психологии, психологии и социологии, социологии и экономики и т.д., объективно обусловлен необходимостью комплексного изучения феномена.
В области психологических исследований предпринимательства до сих пор не решены вопросы о соотношении психологии предпринимательства как с традиционными отраслями психологии, такими как общая и социальная психология, так и с новым научным направлением – экономической психологией.
С другой стороны, существуют проблемы объединения психологических по сути исследований предпринимательства, выполненных в рамках непсихологических научных дисциплин. Например, такие психологические феномены как мотивация, ценностные ориентации и др. активно изучаются в рамках социологии и экономики. Каждая наука использует свои методические приемы, свои категории и понятия, поэтому работы, посвященные одной теме, но сделанные в рамках различных научных школ и дисциплин зачастую трудно сопоставимы между собой, что весьма затрудняет обобщение и теоретическое осмысление результатов.
Объектом исследования выбрана предпринимательская деятельность.
Предметом исследования является личность российского предпринимателя в конкретных социально – экономических условиях.
Целью исследования определены социально – психологические условия успешной предпринимательской деятельности, так как нельзя понять психологические особенности личности и деятельности российского предпринимателя, не зная социальной базы предпринимательства, не опираясь на экономические и политико-социальные условия его деятельности и не касаясь (хотя бы очень кратко) истории развития глобальных политических и экономических преобразований в нашей стране в последние пятнадцать лет XX века.
Именно в экономико-социальных условиях деятельности во многом кроются объективные причины становления специфики мышления и поведения российских предпринимателей, как в сравнении с зарубежными предпринимателями, так и в сравнении с другими социальными группами.
Достижения поставленной цели обеспечивалось решением следующих задач:
Выявление психологических проблем предпринимательской деятельности
Психологический анализ предпринимателя как субъекта инновационной деятельности
Исследование мотивации предпринимательской деятельности
Анализ психологических трудностей испытываемых предпринимателем
Рекомендации по организации успешной деятельности предпринимателя
Теоретической основой дипломной работы является (ссылки на авторов)
Практическая значимость работы заключается в недостаточных социально-экономических и психологических исследований по оживлению и подъему Российского малого предпринимательства.
Глава 1. ............