Часть полного текста документа:Социология религии: статус, предмет, уровни знаний и методы исследования Яблоков И.Н., доктор философских наук Статус Социология религии начинает формироваться с середины XIX в. на пересечении двух исследовательских потоков, в процессе их становления и конституирования: социологии и религиоведения. Движение мысли в направлении обоих потоков было неразрывно связано с развитием философии и прежде всего социальной философии, философии истории, истории, этнографии и этнологии, культурантропологии, социально-политических идей и т. п. В качестве близких для социологии религии источников послужили идеи представителей многих отраслей знания (философии, истории, этнографии, социологии): Б. Спинозы, Т. Гоббса, Г. Болинброка, Ш. Монтескье, Ж. Руссо, К. Гельвеция, Л. Моргана, О. Конта, Г. Спенсера, а также ряда уже упоминавшихся немецких философов. Основателями социологии религии являются М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Э. Трёльч. Ныне социология религии имеет междисциплинарный статус. Она представляет собой важный раздел религиоведения и в то же время может быть рассмотрена в контексте социологического знания. Трудность определения предмета социологии религии во многом связана с неопределенностью социологического знания в целом; вопрос о предмете социологии остается пока еще не решенным. Однако большинство социологов единодушны в признании того, что социология изучает групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социального действия, социальные группы, формы человеческих общностей; а социальное трактуется как совокупность общественных отношений данного общества - экономических, политических и пр. В этом смысле термины "социальное" и "общественное" близки по смыслу. Кроме указанных употребляется и термин "социе-тальное" для характеристики общества, всей системы общественных отношений в целом. Структура социологического знания является многомерной и может быть описана по трем измерениям: объекту - общая и отраслевая социология, функции - фундаментальная и прикладная, уровню - теоретическая и эмпирическая социология. Общие социологические теории описывают и объясняют общество в целом; специальные - занимаются изучением функционирования и развития социальных общностей (отношений, взаимодействий и пр.), отраслевые - исследуют различные сферы жизни общества2. Социология предстает как отрасль науки, дифференцированная по "вертикали" (по уровням общности: общая социологическая теория; теория определенной общественной системы; специальные социологические теории) и по "горизонтали" (по предмету изучения: социология города, деревни, труда, культуры и т. д.). С этой точки зрения социология религии может рассматриваться как одна из специальных и отраслевых социологии. Статус социологии религии в религиоведении иной, чем в социологии. Как было упомянуто, в религиоведении базовой дисциплиной является философия религии, которая задает тодологические принципы, в том числе и для социологии лигии. По отношению к другим разделам религиоведения психологии, феноменологии и т. д. - социология религии нимает равноположный статус; она интегрирована в систему религиоведческого знания об одном - общем - объекте, рамках социологии она соседствует со многими социологичес-кими дисциплинами - социологией города, деревни, брака семьи, труда, политики, права, морали, искусства, культуры, профессий, малых групп, массовых явлений, образования воспитания, массовых коммуникаций и др. ............ |