Часть полного текста документа:Социореабилитация А.В. Суворов Социореабилитация (от лат. "SOCI[ETAS]" общество и "REHABILITATIO" восстановление) процесс восстановления )либо формирования впервые) социальной полноценности личности. Причины социальной неполноценности могут быть самыми разными сенсорная, опорная либо другая инвалидность, речевые нарушения )например, заикание), криминогенное поведение у "трудных" подростков и взрослых, и т.д.. Задача С. восстановить (или установить, если речь идет о детях) нормальные отношения с окружающими людьми вопреки физическому или психическому дефекту, вызвавшему нарушение этих отношений. В конечном счете речь идет о восстановлении (либо формировании впервые) личностной полноценности, о формировании как можно более широкого духовного кругозора, эту полноценность обеспечивающего. В самом благоприятном случае этот процесс должен перейти в форму постоянной личностной самореабилитации сознательного саморазвития, самосозидания, самотворчества в отношениях с окружающими людьми и самим собой. С одной стороны, здесь необходимо осознание личностью экстремальной ситуации, в которой она находится и, возможно, обречена находиться в течение всего жизненного цикла (при неизлечимой слепоте, глухоте, слепоглухоте, при тех или иных неустранимых увечьях, при неизлечимом параличе и других заболеваниях). Иначе социореабилитация не станет делом самой личности, останется проблемой других людей (родителей, педагогов, врачей...). С другой стороны, необходима постоянная доброжелательная поддержка личности, дружественное, если не дружеское, отношение к ней. Иначе личность, осознав экстремальную ситуацию, в которой находится, может замкнуться в себе, озлобиться, может начать мстить обществу за дискриминацию, вплоть до разного рода преступлений либо даже суицида. При условии осознания экстремальной ситуации, с одной стороны, и при дружественном отношении к проблемам личности, с другой, возможна самореабилитация личности, которая (самореабилитация) и должна быть специальной целью реабилитационного процесса с самого начала. При коррекционном подходе к социореабилитации детей и взрослых ставится задача скорректировать как дефект (например, слепоглухоту), в том числе с помощью разного рода технических средств и специальных алфавитов (рельефно-точечный и пальцевый алфавиты, жестовый язык, компьютер с рельефно-точечным дисплеем, слуховые аппараты, инвалидные коляски...), так и поведение личности в отношении к окружающим, особенно "нормальным". Кроме того, определяется перечень доступных личности в данной экстремальной ситуации профессий, которые так же корректируются применительно к экстремальным условиям. Сознательно самореабилитирующаяся личность может активно строить свои отношения с окружающими людьми, регулировать их, а на высшем уровне самореабилитации превратить в стимул для практически безграничного саморазвития сами экстремальные условия, в которых вынуждена существовать. Высший уровень самореабилитации предполагает очень высокий уровень духовного здоровья, позволяющий не только адекватно реагировать на наличие-отсутствие поддержки со стороны окружающих, но и вполне сознательно, целенаправленно создавать необходимую поддержку, вызывая у окружающих острый интерес к себе и к своей деятельности. ............ |