Введение
В России переход от централизованного обеспечения материальными ресурсами всех юридических лиц к их полной самостоятельности в этом вопросе был осуществлен чрезвычайно резко. В результате предприятия и организации столкнулись с целым рядом новых для себя проблем: поиск хозяйственных партнеров, оценка конъюнктуры рынка необходимых им материальных ресурсов, определение оптимальной цены покупки продукции и условий ее поставок, установление рациональной системы платежей за приобретаемые ресурсы, проведение юридически и экономически грамотной договорной работы и т.д. И далеко не всегда и не все оказались в состоянии эффективно решать эти задачи, причем не только в первый период перехода к рыночным отношениям, но и сейчас, по истечении достаточно длительного времени.
В первоначальный период перехода к рыночным отношениям преобладало мнение, что рынок сам по себе все расставит на свои места и укажет хозяйствующим субъектам рациональные пути организации хозяйственной деятельности, отводя исполнителям некую пассивную роль следования рыночным установкам. На самом деле все оказалось гораздо сложнее. Это в условиях централизованного управления экономикой, планового регулирования материальных потоков роль непосредственных исполнителей была пассивной. За него решали: от кого, сколько и какой продукции он получит, какую цену за эту продукцию должен заплатить. Теперь каждое предприятие должно это определять самостоятельно. Но рынок сам по себе не укажет на эффективного поставщика и оптимальную цену закупаемой продукции, покупатель должен самостоятельно выявить ее на рынке, предпринимая активные действия в данном направлении, иначе он просто разорится.
Достаточно быстро выяснилось, что в ряде секторов народного хозяйства рыночный механизм формирования хозяйственных связей не может действовать с необходимой эффективностью без принятия специальных мер. Прежде всего, данная проблема коснулась рынка государственных закупок.
Существующие в настоящее время технологии закупки товаров, работ и услуг для нужд коммерческих и государственных предприятий и организаций базируются на традиционных подходах к осуществлению коммерческой деятельности, подготовке материалов и документов, а также принятия организационных и управленческих решений.
Практика показывает, что для такой сложной и многоуровневой системы, как закупки в целом и конкурсные торги, в частности, данные подходы, а также соответствующие им технологии и инструментальные средства устарели и не обеспечивают в полном объеме эффективное ее функционирование.
Основной целью при проведении закупочной кампании, если ее сформулировать в наиболее общем виде, является обеспечение заданного результата, приобретение требуемого количества материальных ресурсов установленного качества, с наименьшими затратами. Для этого покупатель должен найти поставщика, который в состоянии предложить ему минимальную цену за продаваемые ресурсы. На поиски такого контрагента по торговой сделке и направлены все процедуры, проводимые в рамках организации и проведения закупочной кампании. В случае необходимости, кроме основного требования - минимальная цена, задаются и некоторые ограничения, определяющие дополнительные требования покупателя к поставляемому товару и характеру самой поставки. ............