Часть полного текста документа:Советская школа и педагогика в период восстановления народного хозяйства и социалистической индустриализации (1921-1930) Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева Переход к мирному строительству и задачи школы. По окончании гражданской войны советский народ приступил к мирному строительству, которое осуществлялось в трудных условиях хозяйственной разрухи и голода. В стране, разоренной империалистической и гражданской войнами и иностранной интервенцией, надо было немедленно восстановить промышленность, поднять сельское хозяйство, организовать нормальную работу транспорта, наладить торговлю, снабдить население предметами первой необходимости. Без подъема производительной мощи страны невозможно было дальнейшее развитие культуры. Но, с другой стороны, нельзя было обеспечить восстановление народного хозяйства без значительного подъема культуры и науки, развития народного просвещения. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал громадное значение для дела социалистического строительства народного просвещения, и прежде всего общеобразовательной школы. В "Директивах ЦК коммунистам - работникам Наркомпроса", в статье "О работе Наркомпроса", в речи на II Всероссийском съезде политпросветов, в статьях "Странички из дневника", "Лучше меньше, да лучше", "О кооперации" В. И. Ленин глубоко раскрыл закономерную связь между стоявшими перед Советской властью политическими, хозяйственными и культурными задачами, обосновал необходимость всемерного развертывания культурной революции для победы социализма. С исчерпывающей полнотой В. И. Ленин показал, что в борьбе за новый общественный строй огромная роль принадлежит школе и учительству, коммунистическим организациям детей и юношества. Задача школы состоит в том, чтобы вооружать учащихся прочными знаниями основ наук, вырабатывать у них целостное материалистическое мировоззрение, воспитывать их в духе коммунистической нравственности, в духе преданности коммунизму, Коммунистической партии. В период мирного социалистического строительства особенно возросла потребность в квалифицированных рабочих, мастерах, техниках, экономистах, агрономах, инженерах, ученых; без этого нельзя было успешно строить новые фабрики и заводы, создавать новые отрасли промышленности, перестраивать на научно-агрономической основе сельское хозяйство. Успешное социалистическое строительство возможно было только при условии всемерного развертывания культурной революции. XV съезд Коммунистической партии (1927) дал прямую директиву: "увязать план культурного строительства с индустриализацией страны как неотъемлемую часть общего плана социалистического строительства СССР". Коммунистическая партия провела ряд мер, чтобы обеспечить промышленность, транспорт и сельское хозяйство подготовленными и преданными советскому строю кадрами. Была осуществлена коренная реорганизация всей системы среднего и высшего, профессионально-технического и сельскохозяйственного образования. Развитие системы народного образования. Школьная система, принятая в 1918 году, подвергалась некоторым изменениям уже в годы гражданской войны и иностранной интервенции. Были созданы рабочие факультеты, школы-клубы для рабочих-подростков, двухлетние школы для переростков и др. Переход на мирную работу потребовал существенных изменений в системе народного образования, особенно в системе профессионального образования. Для всестороннего обсуждения назревших вопросов школьного строительства Центральный Комитет партии созвал первое Всероссийское партийное совещание по народному образованию (31 декабря 1920 года - 4 января 1921 года). ............ |