Содержание
Введение 3
Глава 1. Эгоцентризм подростков в теоретическом анализе классиков современности.
1.1. Феномен эгоцентризма в исследованиях отечественных и зарубежных психологов 4
1.2. Подростковый возраст, его особенности и отличительные характеристики. 10
1.3. Стили воспитания и ошибки, влияющие на формирование подросткового эгоцентризма. 14
Глава 2. Психологическое исследование эгоцентризма подростков и стилей воспитания в связи с ним.
2.1. Методы и инструменты исследования взаимодействия стилей воспитания и последствий ошибок восприятия и транслирования семейных отношений. 25
2.2. Аналитическое исследование установок и результатов воспитания 27
2.3. Психокоррекционные разработки для устранения ошибок 38
Заключение 46
Библиография 50
Список литературы 51
Приложения 55
Введение
Эгоцентризм грамматически включает в себя два слова, обозначающие «Я» - от латинского ego и «центр, сосредоточение» - от centrum. Вследствие чего понятийно эгоцентризм отображает такое взаимодействие человека и окружающей среды, а также отношение его к миру вообще, которое характеризуется сосредоточением человека на своём образе «Я» в этом мире. Мир рассматривается человеком эгоцентрическим исключительно в контексте собственного удобства и исключительной значимости. Поскольку ничто в человеке не является и не развивается само по себе, а только во взаимосвязи, мы предположили тесное взаимодействие стилей и методов воспитания ребёнка в качестве базы, на которой формируется и проявляется подростковый эгоцентризм. Это положение определено нами как гипотеза исследования.
Актуальность темы очень хорошо проявляется в современных школах всего мира. Мы же рассмотрим два класса средней российской школы, взяв за основу исследования две методики. Одна из них ADOB, или «Подростки о родителях». Другая – тест эгоцентрических ассоциаций ЭАТ, позволяющая выявить уровень эгоцентризма у подростка.
Целью исследования была определена тема соотношения эгоцентризма подростков и стилей воспитания, исследованная на восприятии подростками семейной обстановки и внутрисемейного развития.
Основные задачи исследования выразились в следующих направлениях:
1. ............