РЕФЕРАТ
по курсу «Психология»
по теме: «Современные антропологические теории культуры»
Содержание
Введение
1. Предмет и задачи психологической антропологии. Концепция происхождения этносов Л.Н. Гумилева
2. Сравнительно-культурный подход к построению общепсихологического знания.
3. Основные теоретические ориентации этнопсихологических исследований.
Заключение
Список литературы
Введение
В сегодняшних условиях ученые обращаются даже к изучению человечества в его взаимодействии с космическими процессами и потусторонними силами. С позиций самого передового научного знания жизнь и деятельность людей уже рассматриваются как часть мирового процесса в целом, Перед человеческой мыслью стала проблема в полной мере осознать свое единство с природой и даже потусторонними силами.
Однако в повседневной жизни человек сталкивается с другими проблемами: он видит, что реально люди в своей жизни разобщены, конфликтуют друг с другом, ведут войны, в которые вовлекаются десятки миллионов человек. Почему же люди не ощущают своего единства, своей общей судьбы? Почему даже несколько человек, нередко друзей, не могут найти общий язык?
Часто для человека большую роль играют не те черты, которые объединяют людей, а те, которые заставляют их держаться обособленно. Человек вынужден ориентироваться в мире людей, идентифицируя их по самым различным признакам. Некоторые из этих признаков носят биологический, природный характер. Можно говорить отдельно о мужчинах, о женщинах, наконец, о поколениях людей. Другие признаки имеют социальный смысл. Мы делим людей на рабочих и предпринимателей, верующих и атеистов, на друзей и врагов и т.д. Зачастую все эти различия тесно переплетаются, их не всегда можно дифференцировать. Каждый человек оценивает другого по десяткам признаков, причем часто делает это интуитивно.
В определенном смысле человечество не является однородным, так как состоит из многообразных социальных групп. Некоторые из этих групп насчитывают сотни миллионов, миллиарды человек. Например, расы. Другие группы включают всего сотни или десятки человек: производственные или школьные коллективы. Все эти группы людей находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, в результате чего формируется социальная структура человечества.
Выдающийся российский географ и историк Л. Н. Гумилев считал, что этнос — явление географическое, всегда связанное с ландшафтом, который кормит приспособившихся к нему людей и развитие которого зависит в то же время от особого сочетания природных явлений с социальными и искусственно созданными условиями. Вместе с тем он всегда подчеркивал психологическое своеобразие этноса, считая, что это — «коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим коллективам не из сознательного расчета, а из чувства комплиментарности и подсознательного ощущения взаимной симпатии и общности людей, определяющего противопоставление «мы и они» и деление на своих и чужих»
Жизнь этноса, считал Гумилев, подобна жизни человека; как и человек этнос смертен. Эти представления российского ученого до сих пор вызывают
споры и критику со стороны его оппонентов, однако если последующее развитие этносов и его исследования подтвердят цикличность их существования, тогда станет понятно, почему на смену одним общностям приходили другие. ............