Часть полного текста документа:Современный неопифагореизм Б.Г. Соколов Конечно, можно все нижесказанное привести в академический вид. И даже очень просто это сделать "профессиональному" философу. Но ... не хочется... Академизм иногда мертвоват... Не всегда, но иногда... Иногда?? - Иногда можно и "порезвиться"... Написал заглавие - и "страшно" недоволен. Вроде получилось по научному. Но что-то не так в терминах, начинающихся на "нео-", "нью-" (типа неоромантизм, неопозитивизм, ньюфаундленд, Нью-Йорк и т.п.). Напыщенность какая-то, претензия на римейк. Но все же начнем, как завещал Р. Декарт, по-порядку, хотя и с неудовольствием и трепетом в душе... Нет, лучше заново, ибо начало как говорил Пифагор (см. ниже) - это уже полдела... Соколов Б.Г. newпифагорeизbм или еще лучше, посовременнее, понеоньювее User name: Sokolov Password: **** http://www.neopythagoreaism.соm Вот так-то лучше. Теперь начнем и уже не с душевным трепетом, а с осознанием того факта, что включены (но не выключены) в современную всемирную паутину и будем понятны осчасливленному всеобщей компьютеризацией читателю. Но все же о начале, которое уже состоялось по поводу Пифагора. Пифагор, как говаривали, если и писал книжки, то от них остались лишь основания (ножки) и вершины (рожки), т.е. он не оставил после себя что-нибудь, что можно было бы прочитать. Осталась зато молва, анекдоты и некие обрывки идей. Идей, понятно, касающихся чисел и их онтологизации. Пифагор (или пифагореизм) и числа стали отныне неразлучны. Как говаривали при социализме (правда по другому, по партийному поводу): "Говорим Пифагор, подразумеваем - числа" [1]. Вообще, история хранит сведения о многих подобных близнецах, например о Демокрите и Левкиппе, Марксе и Энгельсе, Ортега-и-Гассете. Насчет последнего знатоки (а они, как известно, чтобы быть "оригинальными", ставят под сомнения самые проверенные факты) уверяют, что это де не разные мыслители, но один. Но бог с ними, со знатоками, на то они и знатоки. Итак, говорим Пифагор, а подразумеваем числа. Пифагор - это концепция числа par exellence. Что же оставил концептуального в своей концепции Пифагор? Довольно немного, чтобы простор интерпретации для последующих поколений позволил написать не одну диссертацию и создать не одну философскую систему. Говорят - и видимо говорят по каким-то удостоверенным основаниям - что Пифагор "учил, что счастье (эвдемония) заключается в знании совершенства чисел" [2]. {Запомним это!!!} Пифагор, также учил о том, что у друзей должно быть все общее, что начало - это уже полдела и т.д., а также говорил, что "числу все вещи подобны" [3]. Видимо первое и последнее утверждения послужили основой того, что называют пифагореизмом, который как явление зафиксирован был уже после смерти Пифагора и, понятно, не всегда имел отношение к тем основаниям (ножкам, которые, говаривал, Ас Пушкин, мнут где-то вешние цветы), которые заложил Пифагор. Они, пифагорейцы, впрочем не так уж и извратили суть сказанного, но "расширили и углубили". По крайней мере, о них осталось хоть что-то, на основании чего можно не только интерпретировать уподобляясь М. Хайдеггеру, но и что-то утверждать как "факт". Число, согласно пифагорейцам, - первопричина, начало всех вещей. А вещи, в свою очередь, уподобляются числам. Числа представляют из себя своеобразный универсум, началом в котором является единица, а дальнейшие прибавления единицы и порождает этот универсум. ............ |