Современный рынок, структура и принципы
Введение Функционирование экономической системы товарного хозяйства (производства) нуждается в адекватной форме организации. Ею является рынок. Это означает, что товарное хозяйство и рынок – органически взаимосвязаны, но не тождественные социально-экономические явления (соответственно категории). Если сущностью товарного хозяйства является вещевой способ связи (отношений) между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ как товаров, то сущностью рынка является форма организации этих отношений. Органическая сущность товарного хозяйства и рынка заключается прежде всего в том, что именно экономические законы, присущие товарному хозяйству, являются основой его рыночной организации. Под этим углом зрения следует рассматривать сущность рынка, его структуру, механизмы функционирования, конкуренцию, монополию ценообразования в различных моделях рынка, функционирование субъектов хозяйственной деятельности на уровне микроэкономики (предприятий, фирм).
1. Рынок и его основные особенности Рынок – синтетическая категория, посредством которой определяются разнообразные по содержанию и параметрами явления. Исторически слово «рынок» характеризовало определенное место, где продавались и покупали товары. Как правило, это была торговая площадь в центре города или специально оборудованное помещение, где встречались продавцы (владельцы товара) и покупатели (владельцы денег). Здесь в итоге достигнутой договоренности устанавливались цены на товар, который в обмен на деньги переходил в руки покупателя.
В результате развития средств связи необходимость определенного физического места встреч для взаимодействия продавцов и покупателей становится несущественным. Участники товарно-денежных отношений получают возможность контактировать и решать свои проблемы иным образом. «При наличии современных средств связи и транспорта, – пишет Ф. Котлер, – купец может вечером дать рекламу товара по телевидению, собрать сотни заказов по телефону и уже на следующий день разослать товары почтой, не вступая в физический контакт с покупателем» [1, c. 55]
Именно поэтому сегодня экономисты под термином «рынок» понимают любую упорядоченную структуру, которая обеспечивает нормальное взаимодействие продавцов и покупателей. Так, авторы известного учебника пишут, что рынок – это институт или механизм, что сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.
Это – узкое толкование категории «рынок». В широком понимании рынок означает определенный способ организации экономической жизни, характерными признаками которого является: самостоятельность участников экономического процесса; коммерческий характер их взаимодействия; соперничество (конкуренция) хозяйствующих субъектов; формирование экономических пропорций под влиянием динамики цен и конкурентной борьбы; цены, которые складываются на основании спроса и предложения. Общественное хозяйство, которое слагается на этих принципах, называют рыночной экономикой, ее антиподом является командная экономика, в которой деятельность хозяйствующих субъектов централизованно регулируется государством, народнохозяйственные пропорции формируются на базе директивных планов, а цены устанавливаются административным путем. ............