МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Математический факультет Кафедра педагогики
Выпускная квалификационная работа
Современный урок математики.
Требования к нему.
Выполнила студентка V курса математического факультета
__________ /БогомоловаТ.Н./
( подпись)
Научный руководитель
к.п.н., доцент
__________/Капустина Н.М./
( подпись)
Рецензент
к.п.н., доцент
__________/Ходырева Е.А./
( подпись)
Заведующий кафедрой _________________ / Котряхов Н. В. /
( подпись) «___» __________ 2003 г
Декан факультета _________________ / Варанкина В. И. /
( подпись) «___» __________ 2003 г
Киров 2003
Содержание:
Введение. 4
Глава 1. Психолого-педагогические основы современного урока.
9
§1. Современный урок. Понятие и особенности. 9
1.1. Определение понятия «современный урок». 9
1.2. Общая характеристика и особенности современного урока. 11
1.3. Структура современного урока. 14
1.5. Типология современного урока. 19
1.6. Современный урок как целостная система. 21
§2. Требования к современному уроку. 25
2.1. Различные системы требований к уроку. 25
2.2. Конструирование «современной» системы требований к современному уроку. 31
Глава 2. Реализация требований к современному уроку математики.
39
§1. Реализация требований к современному уроку в опыте работы учителей математики. 39
§2. Реализация требований к современному уроку в личном опыте преподавания математики. 48
2.1 Подготовка к проведению эксперимента. 48
2.2. О проведенных современных уроках. 50
2.3. Итоговый контроль. Анализ результатов эксперимента. 55
Заключение. 58
ПРИЛОЖЕНИЯ. 59
Литература. 82
Введение. «Современный урок – это урок, на котором учитель излагает новый материал понятно и доступно».
«Современный урок - это веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются».
«Современный урок – это урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и то же, это разнообразный урок».
«Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твое мнение, урок, где человек учится быть человеком».
«Современный урок – это урок, на котором чувствуешь себя уверенно».
«Современный урок – это урок без стрессов».
Эти высказывания старшеклассников школы №27 приведены не случайно. Речь сейчас пойдет о современном уроке.
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17 –19 века в трудах Я. А. Коменского, И. Ф. Гербарта, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Классно-урочная система, первоначально разработанна и описанна Яном Амосом Коменским (1592 – 1670, чешский мыслитель-гуманист, педагог) в его книге «Великая дидактика». ............