Специфика работы социального педагога с детьми-подростками из малообеспеченных семей в общеобразовательной школе
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические основы социально – педагогической деятельности с детьми-подростками из малообеспеченных семей в общеобразовательной школе
1.1 Теоретические основы социально – педагогической деятельности
1.2 Характеристика малообеспеченной семьи
1.3 Характеристика детей подросткового возраста измалообеспеченной семьи
Глава 2 Методы работы социального педагога с детьми-подростками из малообеспеченных семей
2.1 Школа как центр социально-педагогической работы
2.2 Методы работы социального педагога с подростками из малообеспеченных семей в общеобразовательной школе
Глава 3 Практическая часть. Опытно - экспериментальная работа
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Экологическая, экономическая ситуация последних десятилетий, кризис семьи и образования привели к росту социальных проблем детей, подростков и их семей.
Снижение жизненного уровня населения за период затянувшегося реформирования страны сказалось нравственном, физическом и психическом здоровье детей и подростков.
Отсутствие эффективных государственных мер по защите детей и подростков сказывается на их деятельности, общении, приводит их к антиобщественному поведению, погоне за деньгами любыми средствами, росту преступности.
На сегодняшний день в России 4 млн. беспризорных детей, 6 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей самоубийц, 573 тыс. детей-сирот. Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ отмечает, что за последние 5 лет число детей-сирот и детей-инвалидов увеличилось на 70%. Резко сократилось число детей, которых берут под опеку.
Увеличилось число детей, которые бегут из своей семьи. в основном, это подростки 15-16 лет, чаще дети из городских семей, меньше - из сельских.
Из детей, убегающих из семьи, 56,7% - девочки, 43,3% - мальчики, 8% из них прогуливают школу, 17% были исключены из школы, 5% временно бросили школу, 69% - учились, 1% - окончили школу. []9;21] Причиной побега являются волнения ребенка из-за неудач в достижении цели, конфликты в семье. Убегающие девочки чаще беременны или пережили сексуальное насилие.
Раннее курение, наркомания, алкоголизм, психозы, ранее начало половой жизни, школьная дезадаптация характеризуют многих современных подростков. Во многом это связано с процессами , происходящими в современной семье.
Семья как основополагающий институт в структуре общества особенно чувствительна к всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизни, стабильности и воспитательной дееспособности.
Рассматривая семью как институт воспитания детей, сегодня можно выделить ряд особенностей в осуществлении этой функции. Отмечаемые изменения качества воспитания в последние два десятилетия, прежде всего, связаны с новыми социально-экономическими условиями российского общества.
В результате экономических реформ в стране семья оказалась в нетипичной педагогико - воспитательной ситуации, не имеющей исторических аналогий. ............