СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Национально-территориальное образование как социально-экономическая система
1.1 Национально-территориальное образование как объект экономического исследования: особенности терминологии
1.2 Основные понятия, цели, задачи и проблемы региональной экономики
1.3 Экономические характеристики национально-территориальных образований в сравнении с остальными субъектами РФ
2. Республика Алтай как национально-территориальное образование
2.1 Основные характеристики и показатели экономики Республики Алтай
2.2 Основные экономические проблемы региона
2.3 Тенденции социально-экономического развития
3. Прогноз социально-экономического развития Республики Алтай
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Современная Россия представляет собой ассиметричное федеративное государство. Асимметричность заключается в том, что наряду с административно-территориальными образованиями - субъектами Российской Федерации (края и области) существуют национально-территориальные образования – республики и автономии, причем статус тех и других не равнозначен. Республики построены по национально-территориальному принципу. Как правило, это небольшие по территории и населению образования (хотя есть и исключения - республики Саха-Якутия и Татарстан), которые представляют собой субъекты Федерации с одной (республики Алтай, Калмыкия и др.), двумя (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и др.) и более (Республика Дагестан) «титульными» нациями.
В настоящее время из 83 субъектов в составе Российской Федерации 26 относятся к национально-территориальным образованиям (21 республика, одна автономная область, 4 автономных округов). На долю национально-территориальных образований приходится 52% территории России, в них проживает 46% населения.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что социально-экономическое состояние национально-территориального образования – субъекта РФ определяется общими для страны макроэкономическими тенденциями. Кроме того, современные региональные ситуации в значительной степени дифференцированы объективными факторами: природно-ресурсным и трудовым потенциалом, географическим положением, политической ситуацией, ориентацией на выполнение определённых федеральных функций и др. Таким образом, макроэкономические тенденции обостряют региональные проблемы, а специфические особенности конкретных регионов обусловливают основные различия в проведении экономических реформ.
Усугубляет ситуацию то, что до конца не сформирован механизм экономических отношений субъекта РФ и федерального центра, отсутствует чётко сформулированная государственная региональная политика, нет системы исследования, планирования и прогнозирования экономического развития региона. Определяя развитие национально-территориального образования как устойчивой и усложняющейся системы, важно знать естественные предпосылки, историю хозяйственного освоения его территории и современное социально-экономическое положение. Понимание причин трансформации многих сторон жизнедеятельности регионов в новых условиях поможет определить степень их кризисного состояния, позволит определить круг проблем и найти пути смягчения сложившейся ситуации. ............